Меню
Курс $  3.26 | €  3.52 | ₽100  3.53 |
Погода 12 °C

Правоохранители рассказали, как и почему люди преклонного возраста все чаще становятся жертвами мошенников

Нясвіжскія навіны 1 год назад 0 4

Обеспечение безопасности пожилых граждан – одна из главных задач, стоящих перед государственными органами. Люди старшего поколения в силу своего возраста и состояния здоровья могут стать более доступным объектом совершения преступлений. Любая общность должна уважительно относиться к старикам, которые вырастили, воспитали, защищали своих детей, передают им свой жизненный опыт. Поэтому безопасности пожилых людей уделяется особое внимание.



Как ни странно, это прозвучит, но пожилые люди, умудренные жизненным опытом, зачастую крайне доверчивы, отзывчивы и легко внушаемы, в результате чего становятся жертвами мошенников. К слову, “выгодными” жертвами, ведь ввиду преклонного возраста пенсионеры не могут детально запомнить, а позже описать обманувших их людей.

Разобраться в обмане может далеко не каждый человек, в особенности это сложно сделать пожилым и доверчивым людям. Именно их неосведомленностью пользуются мошенники, в результате чего пенсионеры, ветераны, инвалиды лишаются последних денег, памятных наград, квартир и многого другого.

Успех преступников связан с доверчивостью и правовой неграмотностью пожилых граждан. Как правило, мошенничество в отношении пожилых людей связано проникновением в жилые помещения.

Стоит помнить, мошенники – тонкие психологи, которые хорошо знают, как ввести пожилого человека в заблуждение. Зачастую, чтобы проникнуть в дом будущей жертвы, злоумышленники используют подобного рода фразы: «Я ваш новый социальный работник»«Нам нужно проверить вашу плиту (счетчик, электропроводку)»«Предлагаем вам чудодейственное лекарство, которое обязательно избавит вас от всех болезней»«На вас порча, которую нужно обязательно снять». Одним словом, фантазия мошенников безгранична: они играют на родственных чувствах пожилых людей, продают товар, купленный за копейки на оптовых рынках, под видом дорогостоящего, обманывают пенсионеров с выигрышами в лотереях, различных акциях, спекулируют на желании людей преклонного возраста подлечиться и поправить свое здоровье и т.д.

Мошенники могут предлагать:

  • праздничные наборы;
  • товары народного потребления;
  • продукты питания по низким ценам;
  • биологически активные добавки (БАДы).
  • медицинские приборы по низким ценам

Кроме этого регистрируются мошенничества, совершенные посредством телефонной связи, путем предоставления заведомо ложной информации о том, что:

  • «Ваш родственник попал в беду». При совершении мошенничества по данной схеме преступники находят потерпевших путем «прозвона» домашних телефонов. Звонок, как правило, раздается в ночное время суток. Позвонивший взволнованным голосом представляется родственником или близким знакомым, после чего быстро сообщает, что задержан сотрудниками милиции за совершение какого-либо преступления и, что в отношении него возбудят уголовное дело. Далее разговор продолжает якобы сотрудник милиции, который сообщает, что можно избежать наказания и разрешить возникшую ситуацию за определенное материальное вознаграждение, которое в ближайшее время необходимо передать сотруднику милиции. Наиболее подвержены стрессу пожилые люди, против которых в основном и направлены действия мошенников. Не проанализировав сложившуюся ситуацию, зачастую граждане испытывают сильное волнение, впадают в панику от услышанного. В надежде спасти своих близких от возмездия правосудия, не разобравшись в ситуации, передают преступникам деньги и иные материальные ценности.
  • «Вы выиграли приз», данная схема имеет следующий порядок совершения преступления: исполнитель путем рассылки ряда СМС- сообщений на абонентские номера граждан сообщает заведомо ложную информацию о том, что данный абонентский номер выиграл ценный приз, которым может являться автомобиль, либо дорогая бытовая, электронная техника и в редких случаях денежные средства. Также регистрируются звонки от имени известной радиостанции или рекламной компании, разыгрывающей дорогую иномарку, ноутбук самой последней версии. От лица организатора мошенники просят перевести на счета их мобильных телефонов или мобильных кошельков в Интернете подоходный налог с выигрыша в размере 13%, или оплатить некую конкретную сумму налога на указанный счет.
  • «Вам полагается компенсация, помощь». Мошенничества данного вида совершаются в отношении пенсионеров т.к. последние зачастую приобретают посредством сетевого маркетинга в пользование различные препараты, биодобавки, аппараты «от всех болезней», предлагаемые по значительной цене под видом медицинских. Неизвестные в ходе беседы с потерпевшим выясняют, приобретал ли он какой-нибудь товар из сферы сетевого маркетинга, помог ли он потерпевшему. Если выясняется, что нет — обещая огромные компенсации, мошенники стараются любыми способами выманить у них деньги. Так, накануне новогодних праздников в дежурную часть Несвижского РОВД поступило сообщение от жительницы д.Большая Быховщина, Несвижского района. Пенсионерка сообщила, что к ней в дом зашла неизвестная женщина, передала ей подарок — пакет с продуктами питания, за который ей пришлось заплатить 240 рублей. Когда женщина опомнилась и рассмотрела «подарочный набор» она увидела, что стоимость такого «подарка» не превышала 30 рублей.

4) «Приобретение автомобиля через Интернет». Популярная модель, цена по низу рынка, срочная продажа. Именно такие параметры используют мошенники для привлечения внимания как можно большего количества покупателей. В объявлении продавец вдобавок торопит с покупкой: срочно нужны деньги (на лечение/переезд/приобретение недвижимости или другого авто). Уже на этом этапе стоит задуматься: что-то тут не то. Покупатель переводит задаток и выезжает в другой город за автомашиной. В дороге в ходе общения продавец, как правило, говорит, что у капота уже стоит реальный покупатель, который готов забрать автомобиль прямо сейчас, но продавец согласен подождать, если сбросить ещё денег. После этого на звонки никто не отвечает.

5) «Ваша банковская карта заблокирована». Потерпевшему звонит неизвестный абонент или приходит SMS о том, что его банковская карта заблокирована. Когда человек общается или перезванивает на указанный в SMS номер, ему представляются службой безопасности банка с заявлением, что в целях сохранности средств карта была заблокирована и просят совершить некие действия по переводу имеющихся средств на номер мобильного телефона или подойти к банкомату/терминалу и набрать определенный набор цифр, якобы, пароль для снятия блокировки. На самом деле происходит перевод денег с карты клиента.

6) Куплю вашего плюшевого мишку……Велосипед, колеса, диван, губную помаду — любой из существующих в мире товаров.

Мошенники регистрируются на популярных интернет-площадках, где продавцами выступают обычные люди — они пытаются реализовать ставшее им ненужное. Злодеи пристально наблюдают за появлением новых объявлений (чаще в автоматическом режиме с помощью приобретенных на специализированных ресурсах скриптов) и оперативно выражают желание купить товар.

Такой «покупатель», скорее всего, не будет торговаться, пытаясь сбить цену. Но есть и те, кто готов потратить время, имитируя заинтересованность, даже расспросит о подробностях (но цену почти наверняка трогать не будут — чтоб не спугнуть).

Следующим шагом обманщик уводит жертву с сайта, где размещено объявление. Часто в этот момент или ранее плут предлагает продолжить разговор в одном из мессенджеров — в некоторых случаях торговые площадки блокируют в переписке отправку ссылок на сторонние сайты, а эта ссылка и будет инструментом обмана. Если ваш номер телефона открыт для просмотра на реальной торговой площадке (например, зарегистрированным пользователям), то мошенник может сразу «постучаться» в мессенджер.

Вы согласились, мошенник развивает легенду: «Я не могу забрать товар сам, давайте оформлю доставку и оплачу ее». Доставку он предложит даже для товара, стоимость которого ниже стоимости доставки (это особенно очевидно, когда мошенники предлагают, например, доставку в другой город через дорогую службу), или товара, который сложно доставить (бэушный холодильник за 100 рублей).

Далее может следовать фраза (с вариациями): «Я деньги уже перевел, чтобы получить их, нужно указать данные вашей карты» и предлагает ссылку на сайт — именно потому «развод» и переходит в Viber, Telegram или Whatsapp.

Сайт, где «можно получить деньги», будет походить на сайт банка (мошенник заранее может выяснить, карта чьего банка у вас в распоряжении), но чаще — имитировать страничку торговой площадки, где размещено объявление.

Жертву даже не смутит то, что процесс получения денег (перевод с карты на карту) не подразумевает ввод ее номера, CVV и срока действия. В лучшем случае требуется номер, но и его вводит отправитель (покупатель).

Далее сценарий может пойти двумя путями: либо мошенник спишет все доступные деньги (несколькими платежами) без участия жертвы, либо попросит передать ему приходящие в SMS коды.

Напоминаем о простых правилах, которые помогут свести риски к минимуму:

  1. Обязательно сообщать родственникам по поводу любых «гостей» и визитов посторонних. Без исключений. Сантехник, электрик, газовая или социальная служба, проверка счетчиков, всегда могут подождать несколько минут. Под личиной служб могут скрываться злоумышленники, и тем самым можно перезвонить в службу и уточнить стоит впускать «гостей» или нет.
  2. Совершать покупках, подписывать документы, устанавливать «фильтры», «регулировать окна» только после обсуждения с родственниками. В лучшем случае будет невыгодная сделка или навязанная ненужная услуга.
  3. Объяснить, что продавцы, которые ходят по домам и квартирам — опасны. Нужные вещи таким образом не продают, а подарки от незнакомых людей — сыр в мышеловке. Продажи простых и понятных вещей, таких как пледы, полотенца и постельное белье могут быть лишь предлогом для проникновения в жилище.
  4. Подробнее рассказать о случаях мошеннических схем со звонками лжесотрудников банков или правоохранительных органов, в том числе «спецоперациях» или родственниках, попавших в беду.
  5. Составить список необходимых контактов родственников и экстренных служб не только в мобильном телефоне, но и разместить их на видных местах — особенно возле стационарного телефона. Это необходимо на случай непредвиденных ситуаций, в том числе искусственно созданных.
  6. Рассказать, что такое приложения для удаленного доступа к смартфону и почему никому нельзя сообщать коды из любых СМС.
  7. Обязательно оборудовать входную дверь цепочкой — это старое, но проверенное средство. Через глазок практически невозможно рассмотреть документы или удостоверения, а цепочка создаст барьер для нежелательного гостя.

Заместитель начальника Несвижского РОВД

подполковник милиции Ефимов Денис

 

 

 

 

 

Leave a Reply

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

error: Копирование защищено!!!