Суициды несовершеннолетних

Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

1453809530_1

Сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения является одной из главных задач различных государственных служб и ведомств, а также государства в целом. Вместе с тем, время от времени мы читаем, слышим или сталкиваемся с шокирующими известиями о том, что ребенок совершил суицид — умышленное самоповреждение со смертельным исходом (намеренное, осознанное лишение себя жизни).

Большинство родителей избегают данной темы, полагая, что эта трагедия их семьи не коснется. Педагоги самоустраняются от проведения работы по снятию негативных эмоций у детей, не помогают разобраться им в чувствах и взаимоотношениях с окружающими, не обучают социальным навыкам и умениям преодоления стресса. Вместе с тем, проблема детской и подростковой смерт-ности в результате суицидов в Минской области крайне актуальна. В 2014 году в результате самоубийства погибли 9 несовершеннолетних, в 2015 — 6. В 2016 году через повешенье совершили суицид 5 детей. Как правило, это дети из неблагополучных, неполных или многодетных семей.

Всё чаще уходят из жизни подростки  (15 — 17 лет), а также и совсем маленькие дети (9 лет). Поэтому, остро стоит вопрос: как взрослым своевременно диагностировать у детей суицидальное поведение, проявляющееся в виде фантазий, мыслей, представлений или действий, направленных на самоповреждение или самоуничтожение, мотивируемых явным или скрытым желанием умереть?

Признаки надвигающегося суицида сказываются на внешнем виде и поведении подростка, его оценке собственной жизни и взаимоотношениях с окружающими. У детей отмечаются нарушения аппетита, веса, сна, повседневной активности. Появляется скорбная мимика, склонность к нытью, причитаниям, безынициативность, они уходят от ответов на поставленные вопросы либо отвечают кратко, речь приобретает замедленный темп. Дети часто испытывают недомогание (боли в животе, головные боли, постоянная усталость, стреляющие боли в ногах или груди, ощущение комка в горле), невыносимую психологическую боль, которую хочется уменьшить любыми средствами. Они негативно и пессимистично оценивают свою прошлую и нынешнюю жизнь, у них отсутствуют планы на будущее, о чем могут свидетельствовать, в том числе, записки-завещания, рисунки с отражением жестокости к себе, передача любимых личных вещей, с которыми, казалось бы, никогда бы не расстались, третьим лицам. Они уходят из дома, прогуливают занятия в школе, отстраняются от друзей и семьи, проявляют склонность к неоправданно рискованным для жизни поступкам, погружаются в размышления о смерти, высказывают желания уйти из жизни.

Эмоциональные нарушения у детей также свидетельствуют о том, что ребенок попадает в группу суицидального риска. К таким нарушениям относятся: плач без причины, агрессивность поведения, раздражительность, озлобленность, непослушание, рассеянное внимание, печальное настроение, чувство беспомощности, бессилия, бесполезности, одиночества, уныния, тоски, угнетенности, грусти, вины, что никто из окружающих не может помочь ему в борьбе с его переживаниями и болью, замкнутость, грубость, чувство ненависти к благополучию окружающих, неприязненное, враждебное отношение к окружающим.

В ряде случаев провоцируют детей на совершение суицидов имеющиеся у них психические расстройства (депрессии, расстройства адаптации, психозы, неврозы).

Проблемы у подростка могут возникнуть из-за разрыва отношений с любимым человеком, его смерти, измены либо неразделенного чувства. В подростковом возрасте дети серьезно относятся к первой любви, полагая, что это навсегда. Подростку не с чем сравнить первые отношения, поэтому они идеализируют свои чувства и объект своей влюбленности.

Так, пятнадцатилетний подросток из-за неразделенного чувства влюбленности покончил жизнь самоубийством через повешенье, предварительно посредством сети «Вконтакте»  направив сообщение своей несовершеннолетней знакомой, в котором просил у нее прощения и прощался с ней.

Сложная психологическая обстановка в семье (конфликтные отношения, насилие, включая психическое, физическое и сексуальное, скандалы между родителями в присутствии детей, их развод, ссоры детей с членами семьи) также провоцирует подростков на совершение суицида.

Например, 15-летняя девочка совершила суицид после словесной ссоры с дедушкой. Кроме того, двое из пяти детей на момент совершения суицида были признаны находящимися в социально опасном положении. Однако несвоевременная организация работы по выявлению и устранению семейного неблагополучия, принятию мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетних явилась условием произошедших трагедий с детьми.

Проблемы возникают из-за перегрузок в школе, неудач в учебе, нежелания учиться, а также ввиду длительного запугивания, издевательства со стороны сверстников, публичного оскорбления. Проблемы ребенка с наркотиками или алкоголем, нежелательная беременность также могут подтолкнуть ребенка к самоубийству. Так, 17-летний парень покончил жизнь самоубийством из-за нежелания учиться и посещать школу, поясняя тем, что хочет зарабатывать деньги.

В ряде случаев суицидом ребенок пытается изменить свое положение: привлечь или вернуть утраченное к себе и своим проблемам внимание, избавиться от переживаний, грозящих неприятностей, вызвать жалость, сочувствие и сострадание, добиться помощи и участия. Из-за страха наказания и нежелания извиниться он таким способом пытается избежать ответственности за свои поступки. Из чувства мести, злобы и протеста ребенок посредством суицида пытается настоять на своем, отомстить, сделать «на зло», наказать своего обидчика, вызвав у него чувство вины или обратив на него возмущение окружающих, доставив ему серьезные  неприятности. Подростки считают такой поступок героическим и представляют себе, как родные, близкие и друзья будут корить себя за его поступок.

Дети склонны избегать различных сложных жизненных ситуаций, которые причиняют им боль, и суицид, по их мнению, это один из способов ухода от проблемы. Ребенок решается на самоубийство, когда чувствует себя действительно несчастным и ненужным.

Родителям, педагогам стоит обращать внимание на то, какие сайты посещает ребенок, какие книги он читает, какие передачи и фильмы смотрит по телевизору.

Часто подростки могут найти информацию о том, как покончить жизнь самоубийством, в интернете. Дело в том, что подростки копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя, которые им предлагает телевидение и массовая литература. Особенно следует бить тревогу, если сверстники-друзья из окружения подростка совершили суицид или парасуицид (незавершенная суицидальная попытка), поскольку для несовершеннолетних характерна подражательность поведения.

Если же вами замечена склонность ребенка к самоубийству, следующие рекомендации помогут переломить ситуацию и спасти ему жизнь.

  1. Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство. Преувеличение потенциальной угрозы не стоит ни в каком сравнении с тем, что ребенок может погибнуть из-за вашего бездействия.
  2. Не оставляйте ребенка одного. Установите с ним физический контакт (возьмите за руки, положите свою руку ему на плечо и т.д.), дайте почувствовать, что вы рядом. Проявите терпение, внимательно выслушайте ребенка, дав ему возможность выговориться и выплеснуть из себя всю накопившуюся боль. Будьте внимательным слушателем. Говорите с ним спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает. Оцените серьезность его намерений и чувств, глубину эмоционального кризиса ребенка. Демонстрируйте благожелательность. Даже если вы не согласны с ребенком, не спорьте и не ругайте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий.
  3. Не бойтесь прямо спросить о том, думает ли ребенок о суициде. Если такой мысли не было, то он ответит прямо, что нет. Если же ребенок думал, то он будет рад, что нашелся человек, которому не безразличны его переживания и боль, что вы его понимаете. В последнем случае он непременно обсудит с вами всё, что касается этой темы.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного.
  5. Обратитесь за помощью к специалистам (психологам и психиатрам), особенно, если ребенок совершил парасуицид.
  6. И, конечно, родителям, педагогам следует постоянно помнить, что попытка суицида может повториться. Необходимо пересмотреть свое отношение к ребенку. Дети должны каждодневно чувствовать, что родители их любят, дорожат ими, что они смысл вашей жизни.

Е.Н. СЕРНАЦКАЯ,

прокурор  отдела по   надзору

за исполнением законодательства 

о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Минской области,                                юрист 2 класса.


Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.