Меню
Курс $  3.27 | €  3.53 | ₽100  3.52 |
Погода 8 °C

Размышления о нюрнбергском трибунале…

Нясвіжскія навіны 7 лет назад 0 0

f82ca336d0cd883bfae65733379

В войне не бывает

выигравших —

только проигравшие…

Невилл Чемберлен.

Осенью прошлого года исполнилось 70 лет окончания Нюрнбергского международного военного трибунала, который стал первым в истории опытом осуждения не только лиц, обвиненных в совершении преступлений против человечества, но и созданных ими государственных карательных институтов. Процесс,  начавшийся 20 ноября 1945 года и длившийся до 1 октября 1946 года, сыграл большую роль в становлении международного права.



В Нюрнберге осудили фашизм как систему, нацизм как идеологию и их агрессивную политику.

В основу обвинений были положены документы, собранные в 690 ящиков, в каждом из которых содержалось по полторы тысячи страниц. Кроме того, было собрано около 200000 письменных показателей свидетелей (при желании их могло быть миллионы), а также выступления самих нацистских лидеров, документальные фильмы и кинохроника.  Все 403 заседания трибунала были открытыми.

Современники во всем мире  в разных странах обсудили и продолжают активно обсуждать исторические и юридические вопросы, связанные с Нюрнбергским процессом,  поднимают злободневные темы противодействия экстремизму и неонацизму в наши дни. И, наверное, самое важное значение Нюрнберга в том, что военное преступление не имеет срока давности — значит, наказывать преступников можно и нужно, невзирая на возраст и время совершения  преступлений.

В ХХІ веке  с содроганием читаем эти кроваво-драматические воспоминания узников концлагерей:

«На линии фронта мы провели почти год. Всё время жили в постоянном напряжении. Одна девочка, с которой я дружила, вышла оттуда вся седая. Тогда это было делом обычным. А сейчас, подумайте, седая 10-летняя девочка!»

«Мы спали на голых нарах, застеленных только соломой. Зимой барак не отапливался. Кормили один раз в сутки. Хлеба я не видел четыре года. В основном нас кормили вареной репой. Мучил постоянный голод. Из барака детям не давали выходить, а если кому и удавалось это сделать,  их расстреливали, трупы сжигали в крематории. Сжигали и тех, кто уже не проснулся».

 «Лагерь поставили в лесу, по периметру его охраняли конвоиры с собаками. Чуть не туда забежишь — бьют плетью или спускают собак. Позади лагеря стояли лошади конвоиров, там же были большие корыта, водой из которых животных мыли и чистили. Вот из этих корыт нам разрешали пить. Питались в основном травой. Изредка давали хлеб. Этот хлеб из опилок я никогда не забуду».

Таких воспоминаний людей, чудом уцелевших и выживших, великое множество…

В Беларуси людей, прошедших через фашистские лагеря, в живых  осталось очень мало.  Последние свидетели уходят в мир иной. И как горько, что наша молодежь зачастую владеет лишь  поверхностными знаниями об узниках  лагерей, о   трибунале в Нюрнберге. Сейчас мы живем в  сложное и противоречивое время, нам никак нельзя забывать о том процессе. Многие наверняка видели сюжет, когда молодую девушку спросили, что такое холокост, а она ответила: «По-моему, это обойный клей». Когда  же ей показали хронику,   она была в шоке.

Как педагог,  считаю: молодые люди должны иметь четкое  представление о Нюрнбергском процессе. Взрослые должны  помочь подрастающему поколению лучше осознать  значение этого трибунала для современного мира. Это, конечно же,  послужит делу предупреждения и пресечения эскалации экстремизма, терроризма, дискриминации, ксенофобии.

Замечу: после окончания войны было немало голосов, требующих свершить внесудебную расправу над преступниками, тем более, что такие примеры были. Так, в Италии 28 апреля 1945 года бойцы Сопротивления казнили диктатора Бенито Муссолини, его любовницу и нескольких приспешников.

Но был создан международный трибунал, который в течение 11 месяцев рассматривал материалы обвинения о преступлениях фашистов. Суд проходил в соответствии с процессуальными нормами англосаксонского права, включая опрос свидетелей, изучение фото- и киноматериалов, документов. Именно в Нюрнберге был озвучен печально известный дневник маленькой ленинградской блокадницы Тани Савичевой.

Защита пыталась представить факт нападения Германии на СССР тем, что Советы якобы сами намеревались это сделать. Однако важный свидетель, германский фельдмаршал Паулюс, лично участвовавший в разработке плана «Барбаросса», на допросах подтверждал обратное. Адвокаты нацистов уповали на то, что свои слова Паулюс не сможет повторить в суде, однако совет-ская делегация доставила в суд фельдмаршала, и его показания произвели эффект разорвавшейся бомбы. Активная наступательная риторика главного государственного обвинителя от СССР, будущего Ген- прокурора Советского Союза Романа Руденко сломила сначала Риббентропа, а потом и самого Геринга.

Двенадцать нацистов были приговорены к смертной казни через повешение, трое получили пожизненное заключение, еще семеро — длительные сроки. Непосредственно в тюрьме покончил с собой Роберт Лей, возглавлявший профсоюзы Германии («Трудовой фронт»). Заочно судили Бормана, являвшегося руководителем канцелярии НСДАП и ближайшим советником Гитлера.

Один из тех, кто сидел 70 лет назад на скамье подсудимых, а потом много лет провел в одиночной камере тюрьмы, писал впоследствии: «Я никогда не забуду один фотодокумент, изображающий еврейскую семью: мужчина со своей женой и своими детьми на пути к смерти. Он и сегодня стоит у меня перед глазами. Приговор военного трибунала попытался сформулировать вину. Наказание, всегда мало пригодное для измерения исторической ответственности, положило конец моему гражданскому существованию. А та фотография лишила мою жизнь основы. Она оказалась долговечнее приговора».

После чудовищных итогов Второй мировой войны, когда только в концентрационных лагерях были зверски истреблены 11 миллионов человек, когда прозвучал грозный вердикт Суда народов в Нюрнберге, повторение подобного казалось невозможным. Но, к сожалению, войны  не прекратились. Сегодня мир напуган террористическими актами, экстремизм и нацизм поднимают голову то в одном, то в другом государстве. Нельзя не вспомнить Вьетнам,  Югославию, Ирак, Ливию, Афганистан, Сирию. В Гааге был создан даже новый международный трибунал, правда, судили там почему-то  не США и НАТО, а сербов.

Страшно  сегодня смотреть кинокадры из Украины, Сирии, других горячих точек планеты. Человечество слишком быстро забывает уроки прошлого…

Сейчас  идеология фашизма переместилась в интернет, где активно размещаются материалы, возбуждающие ненависть и вражду, призывающие к насилию, в том числе по расовому признаку. За распространение таких материалов возбуждаются  уголовные дела, но войны продолжаются в умах и в сознании пользователей всемирной паутины. Несознательная молодежь размещает портреты Гитлера, других фашистских головорезов с нацистскими лозунгами. Демонстрируется  запрещенная фашистская атрибутика на  татуировках. В интернете появляются агитационные материалы. Ибо уже обыкновенными стрелялками никого не удивишь…

Горький опыт Второй мировой, Великой Отечественной   заставляет нас вновь и вновь  взглянуть на многие проблемы, стоящие перед человечеством, и понять, что каждый человек на Земле несет ответственность за настоящее и будущее. Но и в наши дни мы переживаем противостояние стран и их систем.

Активизировались силы, желающие пересмотреть итоги Второй мировой войны, принизить и даже свести к нулю главенствующую роль Советского Союза в разгроме фашизма, поставить знак равенства между Германией, страной-агрессором, и СССР, который вел справедливую войну и ценой огромных жертв спас мир от ужасов нацизма. 26 миллионов 600 тысяч его граждан погибли в этой кровавой бойне. И больше половины из них — 15 миллионов 400 тысяч — мирные граждане.

Зло, как видим, оказалось более живучим, чем многим это представлялось тогда, в 1945-1946 годах, в эйфории Великой Победы. Никто сегодня не может утверждать, что свобода и демократия утвердились в мире окончательно и бесповоротно. В этой связи напрашивается вопрос: что же требуется предпринять каждому из нас, живущих на планете Земля,  чтобы из опыта Нюрнбергского   процесса вновь и вновь были сделаны важные выводы, которые воплотились бы в добрые дела и стали прологом к созданию миропорядка без войн и насилия, основанного на реальном невмешательстве во внутренние дела других государств и народов? Давайте лучше это будем просто обсуждать на просторах Интернета, а не призывать к ненависти, вражде, к новым войнам. Ибо, как сказал мудрец, ветеранов третьей мировой всё равно уже не будет…

Хочу, чтобы люди чаще задумывались над словами Ильи Эренбурга: «Война для народов — это слезы и кровь, это вдовы и беспризорные, это раскиданное гнездо, погибшая молодость и оскорбленная старость…»

Константин КОРНЕЛЮК,

педагог.

Leave a Reply

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

error: Копирование защищено!!!