Пути «ПОСТИЖЕНИЯ»

Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Для многих учащихся Несвижского государственного колледжа имени Якуба Коласа каждый год — год науки: ведь в этом учреждении образования уже более 15 лет работает научное общество учащихся «Постижение». Об изысканиях юных «навукоўцаў» (так здесь называют членов научного общества) знают не только в нашей стране, но и за ее пределами. Как организована работа научного общества в колледже и каким образом его члены достигают высоких результатов, мы решили узнать у его руководителя Елены Михайловны РАЦКЕВИЧ.

Руководитель научного
общества учащихся
«Постижение» Несвижского колледжа Елена Рацкевич

— Елена Михайловна, расскажите, пожалуйста, каким образом Вы стали руководителем научного общества учащихся?

— Можно сказать, случайно. Приказ о создании научного общества был издан в декабре 2001 года, его руководителем тогда была назначена Виктория Георгиевна Батурицкая. Когда я пришла преподавать в колледж в 2003 году, работа научного общества уже была достаточно хорошо организована. Научные исследования проводились в рамках работы 4-х его секций: педагогической, филологической, краеведческой и социо-гуманитарных наук. Особый интерес у первых «навукоўцаў» вызывали исследования по белорусскому языку и литературе, английскому языку, истории, краеведению, педагогике. Тогда НОУ «Постижение» тесно сотрудничало с научным обществом Баранович-ского государственного высшего педагогического колледжа. В 2004 году Виктория Георгиевна уехала из страны, и на должность руководителя научного общества пригласили меня.

— Как думаете, почему именно Вам доверили эту почетную должность?

— Этот вопрос лучше адресовать администрации колледжа. Думаю, здесь свою роль сыграла квалификация: у меня на тот момент была академическая степень магистра гуманитарных наук, и я проходила обучение в аспирантуре БГУ. Кроме того, в БГУ я получила первый опыт преподавания.

—  В Вашей семье кто-то занимался научной работой?

— Мои родители по разным причинам не получили высшее образование, но они очень начитанные и эрудированные люди. В нашем доме всегда было много книг, в детстве мы постоянно играли в интеллектуальные игры. Папа, Михаил Николаевич Ухваренок, когда был школьником, постоянно выигрывал олимпиады по математике, физике и химии. Его мама — моя бабушка, Лидия Сергеевна Ухваренок, интеллигентнейший человек, закончила Высшие учительские курсы и до войны работала учительницей начальных классов под Белостоком. К сожалению, во время войны ее документы об образовании сгорели, и с 50-х годов она работала бухгалтером, а затем — корректором в редакции районной газеты «Чырвоны сцяг». Моя мама, Валентина Петровна, выросла в учительской семье. Дедушка — Петр Дмитриевич Машеро, до войны закончил Ленинградский государственный университет, после войны работал директором сельской школы в Витебском районе, хотя ему предлагали должность министра образования Молдавии. Мамин брат, Валерий Петрович Машеро, кандидат философских наук, преподавал в Витебском государственном университете. Мне очень нравилось проводить время в беседах с ним.

Ольге Циркуновой
аплодирует декан филологического
факультета МГУ Л.В. Ремнева

«Навуковец» Роман Гришин —
победитель конкурса молодежных лидеров «Мисс и Мистер Колледж 2017» —
принимает поздравление от директора
колледжа Е.В. Журавлевой

— Так что можно вести речь о семейной династии ученых?

— Не то чтобы ученых, но людей, с уважением относящихся к науке.

— А как Вы попали в науку?

— Я с удовольствием училась в школе, много читала. В 5-м классе выиграла свою первую  школьную олимпиаду по русскому языку, но не придала этому никакого значения. Зато ко мне присмотрелась учитель русского языка и литературы Анна Иосифовна Ярмолинская, мы стали усердно заниматься. А дальше — трое-кратная победа в республикан-ской олимпиаде, поступление на филфак БГУ без экзаменов, магистратура, аспирантура…

— Был ли у Вас опыт участия в научных мероприятиях?

— В наше время научные конференции для школьников не проводились. А вот в университете — да, с удовольствием участвовала в конференциях и научных конкурсах, занимала призовые места. В этом большая заслуга моего руководителя, профессора Франи Михайловны Литвинко. И вообще, вся атмосфера университета способствовала интересу к исследовательской деятельности.

Владислава Лозинская — обладатель
многих наград за научные исследования

Юный «навуковец»
Юлия Яромич

—  Давайте теперь поговорим о работе научного общества. Чем увлекаете юное поколение? Удается ли Вам оторвать его от смартфонов и планшетов?

— Работа научного общества ведется в двух основных направлениях: руководство научно-исследовательской деятельностью учащихся и проведение интеллектуальных игр. Самое сложное в нашей деятельности — это мотивация. Вы правильно заметили, современного подростка очень сложно увлечь чем-то серьезным. Тем не менее, кое-что у нас получается.

Уже в сентябре для наших первокурсников в рамках интерактивной игры «Рейтинг-ателье» мы афишируем работу нашего научного общества и проводим заседание клуба «Интеллект-казино». Это очень действенный способ мотивации участия первокурсников в наших интеллектуальных играх.

— Какие интеллектуальные игры сейчас популярны у молодежи?

— Это традиционная для колледжа «Ярмарка интеллекта» (три сезона) и «Слабое звено».

— А как привлечь молодежь к научным исследованиям?

— Изначально здесь нужна специальная диагностика интеллектуальных способностей, важно педагогическое наблюдение. Иногда ребята приходят к нам по своему огромному желанию, но за несколько лет участия в работе общества так ничего и не создают. А иногда мы кого-то настойчиво приглашаем, уговариваем — подросток сразу сопротивляется, потом пробует свои силы, втягивается и достигает высоких результатов.

— Как Вы считаете, любой молодой человек способен к научно-исследовательской деятельности?

— В принципе, да. Если обучить его алгоритму проведения научного исследования и мотивировать на достижение результата.

— То есть, все учащиеся колледжа занимаются исследовательской деятельностью?

— Нет, конечно. Исследовательская работа — это непрерывное сотрудничество педагога и учащегося. Физически невозможно организовать руководство таким количеством работ. Обычно в состав научного общества входят 20—25 человек. Это около 5 % учащихся колледжа.

— Кто же руководит исследовательскими проектами учащихся?

— Каждый год по-разному. Среди тех, кто чаще всего берет на себя такую ответственность, очень квалифицированные и творческие преподаватели: Елена Алексеевна Мацель, Людмила Васильевна Гончарик, Татьяна Валентиновна Вериго, Марина Михайловна Масловская, Инна Андреевна Бобко, Татьяна Владимировна Ленковец, Екатерина Ивановна Радоман, Екатерина Александровна Лазюк, Олеся Геннадьевна Кашуба, Людмила Алексеевна Карачун.

— Каким образом учащиеся выбирают тему для научного исследования?

— Для выбора темы существует множество критериев: актуальность, наличие доступных необходимых литературных источников, возможность практического применения… Но главное — это личный интерес учащегося.

— А какие, на Ваш взгляд, исследования были наиболее интересными?

— Каждое по-своему уникально. Назову те, которые были наиболее высоко оценены экспертами: «Никнейм как разновидность антропонима», «Концепт «любовь» в языковом сознании современного белорусского подростка», «Молодежные урбанонимы как часть неофициальной топонимики города Несвижа», «Перспективы развития детского анимационного туризма в Несвиже», «Колоративная лексика в эргонимии Республики Беларусь», проект «Несвиж. Гостиный двор».

— Как видно из названий, тематика исследований как-то связана с нашей страной и даже городом.

— Несомненно. На любом научном конкурсе учитывается региональный компонент исследования. А мы живем в таком месте, где любой предмет, любое явление может стать предметом научного описания.

— Кто из Ваших воспитанников стал наиболее успешным в исследовательской деятельности?

— Так или иначе, все исследователи испытали на себе ситуацию успеха. Если же говорить о самых высоких достижениях, то это, конечно, награды международного уровня. Начну, конечно, с человека, который первым покорил Олимп науки в Москве. Это Екатерина Журавлева. Знаете, когда мы впервые послали заявку на Международную научную конференцию студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2009», мы даже не задумались, на какой уровень конференции замахнулись. Ведь нашими оппонентами в МГУ стали студенты-старшекурсники, аспиранты и даже молодые преподаватели! Екатерина очень достойно выступила, но когда ей вручили грамоту «За лучший доклад», она просто не могла поверить в такую высокую оценку своего труда и потеряла дар речи. Но это не единственная награда Екатерины: она абсолютный победитель конкурса работ исследовательского характера учащихся Минской области, обладатель двух дипломов Международного форума «Первый шаг в науку» и диплома I степени республиканской научно-творческой конференции «Журналистика будущего: идеи, стили, направления». Сегодня Екатерина Александровна Лазюк (Журавлева) преподает в нашем колледже и пробует себя в качестве руководителя научных работ.

Еще хочется назвать имена двух замечательных девушек — Ольги Циркуновой и Владиславы Лозинской.

Ольга — лауреат Фонда по поддержке одаренной и талантливой молодежи. На ее счету — грамота за лучший доклад на Международной конференции «Ломоносов», диплом победителя Международного форума «Первый шаг в науку», диплом республиканской научно-исследовательской конференции учащихся.

В копилке Владиславы — грамота за лучший доклад на Международном форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», диплом Всероссийской научно-практической конференции «Открой в себе ученого», диплом Всероссийских юношеских чтений им. В. Вернад-ского, два диплома Международной научной конференции «Научные стремления», диплом Международного форума «Первый шаг в науку».

Абсолютным «чемпионом» по количеству дипломов стала Валерия Рацкевич. Она — дважды лауреат (победитель) Всероссийских юношеских чтений им. В. Вернадского, обладатель трех дипломов Всероссийской научно-практической конференции «Открой в себе ученого», диплома Международного конкурса проектно-исследовательских работ обучающихся и педагогических работников образовательных учреждений «ПРИЗМА», трех дипломов Международной научной конференции «Научные стремления», трех дипломов Международного форума «Первый шаг в науку», диплома республиканской научно-творческой конференции «Журналистика будущего: идеи, стили, направления», трижды победитель конкурса работ исследовательского характера учащихся Минской области.

— Список достижений впечатляет. Как Вам это удается?

— Главное — интерес к теме исследования самих ребят. А дальше — дело техники: обучение алгоритму исследования, его пошаговое сопровождение и бесконечная поддержка.

— Сложно ли поддерживать интерес ребят к исследовательской деятельности?

— Если честно, то сложно. Некоторые теряют веру в себя уже на первых этапах исследования. Иногда приходится делать паузу в исследовании, давать передышку. Так получилось с работой Татевик Григорян «Колыбельные песни в белорусской, армянской и английской национальных культурах». В какой-то момент силы Татевик иссякли, и работа над исследованием была отложена. Однако через какое-то время Тави вернулась к работе, и вот высокий результат: диплом II степени республиканского молодежного марафона «Диалог культур — единый мир».

—  Есть ли среди исследований ваших учащихся по-настоящему уникальные или те, которым можно найти практическое применение?

— Каждая работа, выполненная нашими ребятами, по-своему уникальна. Если говорить о работах, в которых содержится элемент научной новизны, то это, в первую очередь, исследование Александра Корнелюка и Екатерины Журавлевой «Никнейм как особенная антропонимическая категория», которое было высоко оценено учеными-лингвистами и Белорусского государственного университета, и Национальной академии наук Беларуси, и Московского государственного университета. В 2009 году ребята стали настоящими первопроходцами в исследовании сетевых имен. Они описали никнейм как особую разновидность антропонима, определили его место в современном антропонимиконе, провели классификацию никнеймов по семантическим и структурным признакам. Сегодня научные статьи Саши Корнелюка и Кати Журавлевой упоминают в списках литературы диссертационных исследований!

Е.М. Рацкевич и «навукоўцы»
Александр Корнелюк и Екатерина Журавлева

«Навукоўцы» колледжа
Анна Зизико и Евгения Гирко

Многие из наших исследований находят практическое применение. В основном, это касается работ в области педагогики, психологии, краеведения, туризма, психолингвистики, преподавания иностранных языков. Например, последнее из наших исследований в области сравнительного языкознания «Фрейм «Алиса» как источник преце-дентности в русском и британ-ском медиадискурсах» Юлии Яромич и Ангелины Узваровой будет полезно тем, кто работает в сфере межкультурной коммуникации: своей работой девушки доказывают, что знание культурного фона при изучении иностранного языка делает процесс обучения более успешным.

— Говорят, что талантливые дети талантливы во всем. Вы согласны с этим высказыванием?

— Безусловно. Многие наши исследователи успешно проявляют себя в разных видах деятельности. Например, Татевик Григорян — дипломантка областного этапа фестиваля «Арт-вакацыі» в номинации «Вокальное творчество», Валерия Рацкевич — в номинации «Коллаж» и «Видеоролик», она также дважды становилась победителем областного этапа республиканского научно-технического конкурса «ТехноИнтеллект» в номинации «Живопись». Вероника Айралова пишет стихи, Алеся Кузьмич увлекается журналистикой, Виталина Сергейчик поет в составе вокальной группы «Шанс», Елизавета Коротай — волонтер отряда «Эра Милосердия». Недавно наш «навуковец» Роман Гришин победил в конкурсе молодежных лидеров «Мисс и Мистер Колледж 2017».

Кстати, наши лидеры часто выигрывают самый главный конкурс в колледже — «Учащийся года». Так, победителями этого конкурса в разные годы стали «навукоўцы» Сергей Самохвал, Иван Цвирко, Илья Горинов, Анна Зизико, Татевик Григорян.

— Как складывается судьба у тех, кто прошел Вашу «академию» юного исследователя?

— По-разному, но опыт участия в работе научного общества для многих из них оказался ценным. Например, второй президент нашего научного общества Сергей Самохвал сейчас преподает на филологическом факультете БГУ. Капитан команды эрудитов колледжа «НесКо» Иван Цвирко поступил в аспирантуру исторического факультета БГУ. Победитель Международной конференции «Молодежь в науке – 2006» Татьяна Ланкевич руководит работой школьного научного общества. Член НОУ «Постижение» Ксения Хорошилова — лидер Несвижской районной организации ОО «БРСМ».

— Существуют ли в Вашем объединении свои традиции?

— Конечно. Например, каждый раз в юбилейный год рождения белорусского песняра Якуба Коласа, чье имя с гордостью носит наше учреждение, мы проводим общеколледжную научно-практическую конференцию «Коласаўскія чытанні». В этом году к чтениям мы подготовили 9 докладов. Ребят интересовали истоки поэтического дара Коласа, смысловые доминанты его произведений, особенности художественной манеры. Еще в День белорусской науки мы выезжаем на экскурсии в Национальную академию наук. Ну и участие во многих конференциях — тоже традиция.

— Где Вы берете на всё силы?

— Меня вдохновляют наши учащиеся. Молодое поколение очень талантливо. Необходимо только направить способности ребят в нужное русло.

— Кто Вас поддерживает в этой непростой работе?

— В первую очередь, семья. Муж не только снисходителен к нашим с дочкой бесконечным научным дискуссиям, ночным бдениям, постоянному отсутствию дома, но и часто сам выступает в роли помощника, слушателя, критика, технического редактора. Ничего не получилось бы без поддержки со стороны администрации и педагогического коллектива колледжа. Директор учреждения образования Елена Васильевна Журавлева верит в нас и каждый раз дает добро на участие в совсем недешевых международных мероприятиях. Научные изыскания в колледже поддерживаются и морально, и материально.

— Год науки-2017 заканчивается. Каковы планы на следующий год?

— Мечтаем покорить новые вершины. Хотим установить контакты с  научными обществами других учреждений образования.

— Какой совет Вы могли бы дать тем ребятам, которые хотят заниматься научными исследованиями, но боятся?

— Будьте смелыми и дерзкими. Ищите тему, которая не только интересна вам, но и может принести пользу другим. Верьте в себя, и у вас всё получится.

 

«Научная работа очень увлекательна»

Интервью с членом  НОУ «ПОСТИЖЕНИЕ»  Валерией РАЦКЕВИЧ

— Валерия, почему ты, человек творчества, обучающийся дизайну в колледже, занимаешься скучной научной работой?

— Во-первых, она совершенно не скучная, а очень увлекательная. Во-вторых, я с детства любила задавать вопросы. А ответы на них стали выливаться в целые научные изыскания.

— Когда ты провела свое первое исследование?

— Во втором классе. На самом деле это было коллективное исследование. Мы с одноклассниками под руководством нашей учительницы Натальи Федоровны Дылевской обнаружили экологически опасные места в городе и нанесли их на карту.

— Что входит в область твоих научных интересов?

— Лингвистика, культурология, искусствоведение.

— Каково это, когда мама — твой научный руководитель?

— С одной стороны, это здорово. В любой момент можно задать интересующий тебя вопрос, даже самый нелепый. Мы постоянно что-то читаем, делимся ссылками на интересные факты, ищем объяснения непонятному. С другой стороны, мама очень требовательна ко мне. И ей не скажешь: я устала, я не могу. Потому что ты всё время у нее на глазах.

— Как тебе удалось достичь таких вершин в научно-исследовательской деятельности?

— На самом деле провалов в этой деятельности у меня было предостаточно. Но я вытирала слезы, поднималась с колен и шла дальше. И потом, в какой-то момент сама эта деятельность настолько тебя увлекает, что тебе уже не так важно, получишь ты награду или нет.

Несвижские «навукоўцы»
Олеся Мялик, Алексей Кривошей, Оксана Манкевич
и Валерия Рацкевич —
у Национальной библиотеки

— Год науки стал для тебя значимым?

— Думаю, да. Он принес мне победы сразу на двух российских конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Открой в себе ученого» в Санкт-Петербурге и Международном конкурсе «ПРИЗМА» в Москве. И еще мое новое исследование опубликовано как лучшее в секции «Лингвистика» в сборнике научных работ Всероссий-ских юношеских чтений им. В. Вернадского. Такая честь мне выпала уже во второй раз, что очень приятно!

— Что бы ты пожелала юным исследователям?

— Продвигать белорусскую науку.

Беседовала

Светлана МИХАЙЛОВА.

 


Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.