Кем быть? Выбираем профессию правильно

Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Каждый школьник рано или поздно задается вопросами «Кем быть?», «Где учиться?», «Как выбрать профессию?». Самостоятельно найти ответы иногда бывает очень сложно. А ведь выбор профессии — сложный и очень ответственный шаг в жизни человека. Поэтому помощь родителей в решении этой задачи важна и необходима.

Существует «формула выбора профессии».

Первый фактор — «Хочу». Это интересы, склонности, желания, мечты. Задача родителей — помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день.

Второй фактор — «Могу». Это психофизиологические возможности, здоровье, способности. Задача родителей — познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия.

Третий фактор — «Надо». Это потребность в кадрах. Задача родителей — помочь подростку узнать, будет ли востребована выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить избранную специальность.

Если вы сумеете совместить «хочу», «могу» и «надо», то профессиональный выбор будет удачным.

Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок.

Выбор профессии «за компанию». Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья. Учите ребенка учитывать свои интересы, склонности, а не руководствоваться увлечениями друзей.

Выбор престижной профессии. Интерес к престижным профессиям есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к ним.

Отождествление учебного предмета с профессией. Даже если ребенку нравится какой-то определенный школьный предмет, интерес к нему не обязательно свидетельствует о том, что ему понравится и связанная с ним работа. Важно объяснить, что школьный предмет — это еще не профессия, это область знаний, в которой можно продолжить образование.

Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится. Типична ситуация, когда профессия начинает нравиться потому, что ею обладает человек, который симпатичен. Надо учитывать, прежде всего, особенности деятельности, а не выбирать профессию только потому, что вам нравится или не нравится определенный человек, занимающийся данным видом деятельности.

Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии. Обязательно нужно учитывать  состояние здоровья, особенности организма, поскольку существуют профессии, которые могут быть противопоказаны, могут ухудшить состояние здоровья.

Выбирая профессию, нельзя обращать внимание только на ее внешнюю привлекательность, нужно узнать как можно больше о содержании труда.

Ориентация сразу на профессии высокой квалификации. «Хочу быть директором» — очень распространенное желание среди выпускников. Директор — это не профессия, это должность. Подниматься по карьерной лестнице необходимо постепенно, шаг за шагом,  постоянно повышая свою квалификацию, уровень образования.

Выбор профессии под давлением родителей. Нередко родители активно предлагают вариант, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. Задача родителей — не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?

ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа.

ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность». Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист — отнюдь не просто пользователь компьютера.

ШАГ 3. Больше информации! Вместе с ребенком собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты.

ШАГ 4. В учебное заведение — на экскурсию. Неплохо сводить туда сына или дочь на «день открытых дверей».

ШАГ 5. Обсуждайте альтернативы. Говоря с детьми о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте.

Главное для родителей — отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают определиться, а вовсе не определяются вместо сына или дочери.

Планирование профессионального будущего — одна из важнейших задач, стоящих перед человеком. От того, насколько успешно будет решена эта задача, зависит психологическое и материальное благополучие, успешная самореализация  человека в его дальнейшей жизни.

Оксана  ЯРОЦКАЯ, педагог-психолог,

Марина ДИШУК, педагог социальный

(ГУО «Несвижская гимназия»)                


Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.