Некоторые дети при поступлении в государственное учреждение образования «Средняя школа №4 г. Несвижа» попадают в классы интегрированного обучения и воспитания. Порой родители задают вопрос, чем такие классы отличаются от обычных.
Класс, в котором находятся детки с особенностями психо-физического развития, является классом интегрированного обучения и воспитания. Они создаются на I, II и III ступенях общего среднего образования, в которых реализуются образовательные программы общего среднего специального образования. Для детей с особенностями в развитии определяются свои планы и программы обучения, отличные от программ класса. Определённое количество основных уроков дети проводят со специалистом, с дефектологом. Все эти нюансы абсолютно никому не вредят и не мешают получать качественные знания, не препятствуют полноценному развитию и воспитанию всех учащихся. Наоборот, наличие в классе ребят с особенностями в развитии способствует формированию и развитию наилучших человеческих качеств у детей. Они учатся быть толерантными, внимательными, добрыми к окружающим людям. Атмосфера взаимоуважения, понимания и добрососедства всегда присутствует в таких классных коллективах.
С момента открытия нашей школы обучению и воспитанию детей с ОПФР уделялось и уделяется самое пристальное внимание. А начиналось всё так: в 2001 году в нашем учреждении был открыт специальный класс, в котором обучались 12 человек по специальным планам и программам. В 2005 году педагогический коллектив определил путь развития учреждения — создание школы адаптивного типа. Девизом работы стали слова В.Шаталова: «Учить всех, учить каждого», алгоритм педагогической деятельности с учащимися: понять, принять, помочь.
Все дети с первых дней обучения в школе включаются в активную учебную деятельность. Ребята с удовольствием ходят на факультативные занятия, посещают кружки, участвуют в выставках декоративно-прикладного искусства, рисуют, мастерят, участвуют в конкурсах художественной самодеятельности. А также принимают участие в трудовых делах, экологических акциях, коллективных творческих делах, которые проводятся в школе. В классных коллективах они приняты детьми, ребята общаются, дружат. Этому способствует создание атмосферы сотрудничества, взаимопомощи, заботы.
Мы, учителя, стараемся поддерживать и поощрять любые успехи детей. Организуем работу так, чтобы все смогли проявить себя, свои таланты. Всегда стараемся дать возможность ученикам высказаться, попробовать проявить себя в разных видах деятельности. Учителя начальных классов, работающие в классах интегрированного обучения и воспитания, стараются создавать непринуждённую атмосферу, чтобы дети не чувствовали давления и напряжения на уроках. Основополагающим является работа по сохранению и укреплению здоровья детей. Наряду с проведением физкультминуток, зарядки для профилактики усталости глаз, пальчиковой гимнастики, педагоги используют возможности эмоциональной разрядки, погружение в состояние релаксации. В это время звучит классическая музыка, звуки природы, пение птиц. Большое внимание уделяется укреплению психического и духовного здоровья, приобретению положительного опыта, развитию чувств.
Немаловажным является и создание комфортной среды на территории школы и в школе. Этому способствует работа по озеленению и благоустройству территории. В своей школе мы стараемся создать все условия для успешного обучения и воспитания детей. Просторные кабинеты оснащаются современной мебелью и аппаратурой. Работает библиотека, спортзал. В школе создан и постоянно функционирует экологический кабинет, в котором выращивается 132 вида комнатных растений. На пришкольной территории растёт более 500 деревьев и кустарников, среди которых около 50 % — экзотические растения.
Зайдя в классы интегрированного обучения и воспитания, наблюдая за детьми с ОПФР на перемене, мы видим, что эти дети не одиноки, они в деятельности, улыбаются, общаются со своими сверстниками, идут в библиотеку, толпятся возле кабинета экологии, стремятся попасть на смотр художественной самодеятельности, выступление агитбригад. Ясно одно: им в школе хорошо, и каждый из них развивается, как личность.
Чувствуя надёжную опору в лице учителя и одноклассников, дети уверенно шагают по стране знаний, развиваясь интеллектуально, духовно и физически.
Людмила СОСНИЦКАЯ,
учитель начальных классов ГУО «Средняя школа №4 г. Несвижа»