Во все времена, даже несмотря на жизненные трудности, селяне деревни Козлы умели хорошо проводить свободное время и отмечать религиозные праздники. В Западной Белоруссии вплоть до 30 годов ХХ века было широко распространено искусство народной драмы, так называемой батлейки. Однако в Несвижском повете оно имело существенные отличия от постановок этого жанра в других районах Белоруссии. Даже название жанра звучало не “батлейка”, а “батлея”. В книге “Музы Несвижа” автор К.Я. Шишигина приводит рассказ жительницы деревни Козлы Анны Ивановны Ярош (родственницы автора, ныне покойной). А.И. Ярош смогла восстановить по памяти сущность драмы, которая ставилась в Козлах и окрестных деревнях. Ее рассказ, согласно К.Я. Шишигиной, звучал так: “В батлее участвовали люди, а не куклы. Одни только мужчины. Переодетый парень был за королеву. Он был тоненький, в фате, говорил тоненьким голоском. Батлею показывали на Рождество. Зайдут в какое-нибудь село, найдут большую избу. И вот люди сходятся туда. А они, артисты, поставят кресло-трон и потом из кухни выходят по одному.., а уходят уже в другие двери ”.
В козловском варианте постановок связь с традициями батлейки просматривалась больше, чем в других местах. Название “батлея” подчеркивало взаимосвязь театра живого актера и театра кукол. Общими здесь были фольклорные традиции, народные обряды и юмор.
Весьма похожие по действиям и смыслу представления показывали в 20-е годы и жители деревни Гусаки. Постановки всегда заканчивались пожеланием “хороших урожая и намолота: чтобы было по “десять пудов с копы”. Это пожелание связывало постановки с рождественской обрядностью.
В рождественские и иные религиозные праздники жители Козлов устраивали гуляния, танцы под гармошку, а на крестинах — и под жестяную “засланку” (ею закрывалась печь в доме, а на танцах выбивали ритмы). На Пасху варили и красили куриные яйца, “бились” ими. Те, чье яйцо разбивало яйцо противника, забирали “взяток” себе. По праздничным вечерам молодежь ходила по улицам деревни и под окнами домов пела религиозные и народные песни. Жители давали в качестве подарков продукты. В 1960 —70-е годы молодежь деревни устраивала массовые гуляния, нанимая местных гармонистов, а в большие религиозные и государственные праздники — также и самодеятельный ансамбль братьев Парейко (в народе — Иванцы) из деревни Малоеды. Иван играл на саксофоне, Никодим — на кларнете, Леонид — на аккордеоне. Периодически платно выступал в Козлах и ансамбль из деревни Лихосельцы Барановичского района.
Анатолий ЯРОШ,
уроженец д. Козлы,
полковник органов
госбезопасности в отставке.