Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей — день международного потребительского движения. В 2018 году он проходит под девизом «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными».
Сегодня электронная коммерция является одной из самых динамично развивающихся сфер экономики, именно поэтому назрела необходимость повышения цифровой грамотности потребителей, для того, чтобы они могли пользоваться всем спектром Интернет-технологий, умели находить в сети информацию о товарах (работах, услугах), правильно ее оценивали и делали осознанный выбор при совершении покупок в интернет-магазине, а также владели навыками защиты от виртуальных угроз.
Если вы совершаете покупку посредством интернет-магазина, обратите внимание на следующие моменты:
На главной странице сайта должно быть указано полное (юридическое) наименование продавца, его УНП (учетный номер налогоплательщика) и место нахождения продавца, а если продавцом является индивидуальный предприниматель, — фамилия, собственное имя, отчество, место жительства;
— дата регистрации интернет-магазина в Торговом реестре Республики Беларусь;
— образцы документов, подтверждающих факт приобретения товара, и порядок их оформления.
— Проверьте достоверность сведений о продавце.
— Проверьте отзывы реальных покупателей о продавце.
— Внимательно изучите информацию о приобретаемом товаре (его наименование, технические характеристики, гарантийный срок и срок службы товара, комплектацию, цену и условия оплаты, наименование и место нахождения изготовителя, поставщика (импортера).
— При доставке товара курьерской службой, прежде всего, не торопитесь рассчитаться за товар, как бы ни спешил курьер, ваша задача — проверить работоспособность товара, его комплектацию, правильность заполнения гарантийного талона. Механические повреждения товара, обнаруженные после ухода курьера и незафиксированные в момент передачи товара, не являются гарантийным случаем.
— Если товар имеет дефекты, неполную комплектацию либо информация на интернет-сайте не соответствует действительности, вы имеете право отказаться от товара без компенсации продавцу убытков по его доставке.
— При передаче денежных средств всегда требуйте чек или иной документ, подтверждающий факт оплаты.
Большинство непродовольственных товаров надлежащего качества вы можете вернуть продавцу, если они не подошли по цвету, форме и т.д., без объяснения причин. Однако, есть и ограничения.
— Возврат возможен только в течение 14 дней с момента передачи товара, если более длительный срок не объявлен продавцом;
если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца;
если товар не входит в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества неподлежащих обмену и возврату.
В помощь нашим потребителям была разработана программа-система автоматического составления претензии SASP (http://belpotreb.by/sasp/). Программа будет полезна активным пользователям сети интернет и поможет грамотно составить online первичное требование продавцу (исполнителю) без дополнительного обращения за юридической помощью.
Если вы всё же попали в неприятную ситуацию и приобретенный товар вместо облегчения и радости принес осадок разочарования, помните: вы всегда можете обратиться к нашим специалистам, которые подскажут алгоритм действий, окажут правовую и экспертную помощь.
«Горячая линия» (8-017)380-44-75 работает с 8.00 до 20.00 (пн. — пт).
Свои вопросы можете также направлять belpotreb@yandex.ru, г. Минск, ул. К. Маркса, 16-212.
Завтра, 15 марта, будет организован бесплатный прием потребителей экспертом по сложно-техническим, цифровым товарам. Прием будет осуществляться по адресу: г. Минск, ул. К. Маркса, 16-212, с 12.00 до 16.00. Вопросы можно также задать по телефонам: (8-029)314-16-94, (8-017)380-44-75.
Поздравляем со Всемирным днем защиты прав потребителей!
Дарина ГУЛЮТА,
заместитель
председателя правления
ОО «Городское общество защиты потребителей».