Инклюзивное образование. Профессиональные ориентиры

Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство.

И.Л. Шевелёв,

русский ученый,

профессор, доктор

медицинских наук.

Актуальность этих слов сохраняется и в наше время. Ведь от выбора человеком профессии зависит его социальный статус, он определяет его окружение и образ жизни. А если выбор сделан правильно, то это, как следствие, и высокий уровень профессиональной отдачи, и высокая творческая активность. Сегодня учитель — это не только одна из самых почетных, но и в то же время очень ответственная профессия. Это — образ жизни, судьба.

Каким же должен быть современный учитель? В настоящее время к профессии предъявляются очень высокие профессиональные требования: универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные учебные занятия, давать интересные задания. Учителю не достаточно хорошо знать свой предмет, он должен прекрасно разбираться в педагогике и детской психологии.

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (www.bspu.by) — ведущее педагогическое учреждение высшего образования страны с более чем 100-летними традициями. Сегодня БГПУ выступает единым учебно-научно-методическим комплексом, который является крупнейшим центром национальной системы непрерывного педагогического образования Республики Беларусь, готовит высококвалифицированных педагогов, способных самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, владеющих передовыми технологиями обучения и воспитания, осознающих личностную и общественную значимость педагогической деятельности, ответственных за ее результаты.

1 сентября 2016 года на базе факультета специального образования открыт Институт инклюзивного образования (www.iio.bspu.by). Актуальность создания обусловлена, в первую очередь, присоединением Республики Беларусь к Конвенции о правах инвалидов, принятой ООН в 2006 году и ратифицированной в нашей стране в 2016 году. Данная конвенция определяет обязанность государств-участников Конвенции обеспечивать инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни. Инклюзивное образование — мировая тенденция развития общего образования, предполагающая включение всех детей независимо от существующих между ними различий (в том числе детей с особенностями психофизического развития) в единый образовательный процесс. Идея инклюзии родилась в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, идентичности. Она предусматривает гибкую трансформацию образовательной системы в соответствии с индивидуальными потребностями, познавательными возможностями и способностями каждого ребенка.

Справочно. За последние 5 лет

в Несвижский район пришли

молодыми специалистами

45 выпускников университета, из них 4 — учителя-дефектологи

Приоритетными направлениями деятельности Института инклюзивного образования являются:

развитие системы подготовки педагогов, способных к реализации вариативных форм образования лиц с особыми образовательными потребностями на разных уровнях образования;

организация научных исследований в области инклюзивного и специального образования, апробация и внедрение результатов в процессе экспериментальной и инновационной деятельности;

разработка и внедрение научно-методического обеспечения инклюзивного и специального образования, современных образовательных технологий;

создание и поддержка профессионального консультативного сайта для специалистов и родителей по прикладным вопросам модернизации системы образования;

усиление взаимодействия с родителями лиц с особыми образовательными потребностями;

расширение связей с общественными организациями, представляющими интересы лиц с особыми образовательными потребностями;

развитие международного сотрудничества;

организация и проведение национальных и международных научно-практических конференций, конкурсов, выставок по актуальным проблемам инклюзивного и специального образования.

Таким образом, Институт инклюзивного образования выступает учебно-научно-производственным центром, обеспечивающим разработку концептуальных основ и осуществление образовательной, научной, учебно-методической и практической деятельности в области инклюзивного и специального образования в Республике Беларусь.

Институт инклюзивного образования осуществляет подготовку специалистов на I ступени высшего образования дневной и заочной форм получения образования по специальностям: «Олигофренопедагогика» (классификация: олигофренопедагог, учитель-дефектолог, который специализируется в области работы с детьми, имеющими стойкие трудности в обучении и социализации, обусловленные различными заболеваниями); «Тифлопедагогика» (классификация: тифлопедагог, учитель-дефектолог, который специализируется в области воспитания и обучения детей с нарушениями зрения (незрячих и слабовидящих); «Сурдопедагогика» (классификация: сурдопедагог, учитель-дефектолог, который специализируется в области воспитания и обучения детей с нарушением слуха (неслышащих и слабослышащих); «Логопедия» (классификация: логопед, учитель-дефектолог, который специализируется в работе с детьми с нарушениями речи).

На II ступени высшего образования (магистратура) осуществляется подготовка специалистов по следующим направлениям: «Коррекционная педагогика», «Коррекционная педагогика с профилизацией «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии», «Коррекционная педагогика с профилизацией «Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума». Реализация двух последних образовательных программ магистратуры в Институте инклюзивного образования осуществлялось в режиме эксперимента. В 2019 году был открыт набор студентов по укрупненной специальности «Инклюзивное образование», в том числе по специальности «Коррекционная педагогика». Срок получения образования составляет 1 год в дневной форме получения образования и 1,5 года — в заочной форме. Обучение в магистратуре является логическим продолжением содержательной подготовки учителей-дефектологов на 1 ступени высшего образования и углубления их универсальных профессиональных компетенций в области работы с лицами с особенностями психофизического развития, а также формирования новых специализированных компетенций. Акцент ставится на подготовку специалистов высшего уровня квалификации, способных к осуществлению научно-исследовательской, научно-методической и преподавательской деятельности в области специального и инклюзивного образования, владеющих компетенциями в области технологий, методов и методик обучения и воспитания, осуществления коррекционно-развивающей работы с лицами с особенностями психофизического развития разных возрастов в учреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования, а также в учреждениях высшего образования и учреждениях дополнительного образования взрослых.

Структурным подразделением Института инклюзивного образования является Республиканский ресурсный центр инклюзивного образования (www.rc.bspu.by), который создан с целью обеспечения целенаправленной, согласованной деятельности по накоплению, систематизации, обобщению и трансляции опыта осуществления инклюзивного образования при подготовке педагогических кадров.

Обучение в Институте инклюзивного образования — это современная информационно-образовательная среда, высококвалифицированные преподаватели, насыщенная творческая и спортивная жизнь, подготовка к реализации великой миссии педагога — воспитанию будущих поколений, гарантированное трудоустройство, комфортные условия для творческой работы, дополнительная возможность обучения более чем на 100 обучающих курсах.

Почему стоит получить профессию «учитель-дефектолог»?

Быть учителем-дефектологом — один из способов реально принести пользу детям, которые очень нуждаются в помощи и напрямую зависят от умений специально подготовленных педагогов.

Учитель-дефектолог владеет знаниями из разных областей науки о человеке: медицины, психологии, педагогики, способен успешно реализовывать в образовательном процессе здоровьесберегающие, коррекционно-развивающие и информационно-коммуникационные технологии.

Быть учителем-дефектологом ответственно, интересно, почетно и экономически выгодно. Учителя-дефектологи востребованы на рынке частных образовательных услуг.

Учитель-дефектолог способен сознательно и ответственно относиться к воспитанию собственных детей, обеспечивать им профессиональную образовательную поддержку.

Быть учителем-дефектологом — это возможность заниматься педагогическим творчеством, создавать авторские образовательные продукты, в том числе, на базе современных компьютерных технологий.

Учитель-дефектолог имеет широкие возможности для трудоустройства в различных типах учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты, а также хорошие перспективы для самореализации и карьерного роста.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования: необходимо не только организовать образовательный процесс, но помочь сделать правильный выбор профессионального будущего.

С правилами и условиями поступления, планом приема можно ознакомиться на сайте Института инклюзивного образования, дополнительную информацию можно получить по телефонам: +375-17-200-94-17, +375-17-200-94-04.

Русский писатель Н.Г. Чернышевский говорил: «Если есть в жизни человека что-то судьбоносное, так это выбор профессии». Выбор профессии учителя-дефектолога должен стать осознанным выбором, выбором всегда быть примером, быть другом, делиться знаниями и опытом каждый день, выбором быть проводником учащихся во взрослую жизнь. И этот выбор должен стать судьбой!

Светлана ПРОСМЫЦКАЯ,

методист Несвижского

государственного

колледжа имени

Якуба Коласа.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.