Иван Мамайко: «Время выбрало нас»

В Древнем Китае самым страшным проклятием считалось пожелание жить во время перемен. В современном динамично развивающемся обществе данное пожелание рассматривается несколько менее угрожающим и даже совсем наоборот — вселяющим надежду, особенно у более молодого поколения. Как бы то ни было, но время выбрало нас — и это большая ответственность. Те предложения, которые прозвучали от жителей Столбцовского и Несвижского районов, по изменению в Конституцию нашей страны, говорят о понимании большинством людей этой ответственности. Но как правильно дальше строить систему взаимоотношений в нашем обществе?

Представляется уместным поддержать следующую точку зрения: современное общество можно представить в виде трехслойной конструкции. Первый слой — это само общество или народ как совокупность граждан из всех социальных групп. Третий слой состоит из институтов управления — президент, парламент, суды, Совет министров и т.д. Между ними находится второй слой, который состоит из политических партий, общественных объединений, СМИ. Главная функция этого слоя — служить местом для обмена мнениями, площадкой для дискуссии, для споров и обсуждения и урегулирования возникающих социальных конфликтов. К этому слою сегодня относятся также социальные сети, аналитические площадки и клубы. В принципе, можно обобщить, что этот слой состоит из структур гражданского общества. Его главная функция — обеспечение консолидации общества в единый социальный организм. От того, насколько хорошо структурирован и активен второй слой, зависит формирование у большинства граждан общего представления об избранном пути развития, о задачах, стоящих перед страной, о роли государственных структур, а также о существующих проблемах. Через коммуникационные каналы второго слоя в гражданском обществе формируются объединяющие нацию идеи и воспитывается политическая культура общества. Во всех странах с развитой институциональной системой и сильными общественными традициями содержательная структура второго слоя строится на основе политических партий и аффилированных с ними общественных объединений и организаций.

Политическая структура белорусского общества имеет несколько иную структуру. Она включает в себя ряд специализированных организаций, например, профсоюзы, а также различные общественные объединения тематической направленности — союз женщин, молодежные объединения, экологические фонды, волонтерское движение, благотворительные организации. Но эти традиционные общественные объединения выполняют больше специализированные функции. В них не встроены процедуры для оперативного решения острых проблем. Новые же структуры и объединения, которые появились относительно недавно, в том числе всевозможные телеграм-каналы, социальные группы в различных мессенджерах, блогеры на ютуб-каналах как местного (районного) формата, так и с более широкой аудиторией, зачастую ориентируются на внешние идеологические и философские центры, более того, имеют от них организационную и финансовую подпитку и даже используются некоторыми нашими ушлыми соотечественниками как способ зарабатывания денег, этакий политический бизнес. Они изначально формировались не как структуры сотрудничества, а скорее, как протестные центры влияния на общество. Это в конечном итоге и предопределило содержание их деятельности. Многие общественные инициативы финансируются фондами Запада, продвигая ценности западной метрополии. Основной объем генерируемых этими структурами смыслов формируется из-за рубежа и в интересах внешних центров влияния.

Поиск самореализации протестных центров влияния на общество, а также необходимость отчитаться перед финансируемыми их фондами, заставляет координаторов пытаться вовлекать людей в различные централизованно разрабатываемые гражданские инициативы, причем изначально они направлены, не на диалог, а на конфронтацию. В этой связи хотелось бы обратиться к той части наших граждан, которые являются активными участниками «протестных» телеграм-каналов и социальных-групп такой же направленности различных мессенджеров. Ваша гражданская позиция будет иметь созидательное влияние на общество только тогда, когда указанные виртуальные группы перестанут быть «клубом недовольных», из которого сразу же исключаются люди, высказывающие иную точку зрения, а станут дискуссионной площадкой, на которой будет звучать не только недовольство, но и концепции, идеи или проекты, которые могли бы претендовать на «строительный материал» для создания белорусского взгляда на мир, на место Беларуси в этом мире, на ценности жизни и развития применительно к нашей культуре, на желаемое или создаваемое будущее.

Любое общество нуждается в определении общих этических или ценностных норм, которые бы удерживали это общество вместе и отличали бы его от других обществ. Главный вопрос звучит так: достаточно ли развиты эти структуры для выполнения функции консолидации белорусского общества? Еще один вопрос: созданы ли в стране механизмы раннего предупреждения о появлении социальных диспропорций, способные также выполнять функцию мобилизации общества и власти на устранение проблем? Как мне представляется, мы не можем дать утвердительный ответ на этот вопрос. Нужно признать, эта работа нами в должной мере не реализуется, целенаправленно не поддерживается, а значит и структуры гражданского общества не могут соответствовать динамике современной жизни, делая всё наше общество уязвимым перед внешним воздействием.

Как от этих рассуждений перейти к практическим действиям? Ведь очевидно, что устойчивую систему укрепления государственной и гражданской общности невозможно построить в одночасье. Что делать? Считаю, что строительство полноценной структуры гражданского общества должно стать приоритетной задачей всего общества. И начинать эту работу надо с создания самодостаточных политических институтов общества — политических партий. Еще Цицерон говорил, что «общество — это совместное проживание значительного числа граждан, связанных общим соглашением о законе и правах и желанием пользоваться плодами и преимуществами совместного проживания». Но совместное существование должно быть институционализировано. А с этой задачей лучше всего могут справиться политические партии, а не объединения по интересам. Вторым аргументом в пользу политических партий является тезис о необходимости обеспечения управляемости общества. В период кризисов одних органов государственного управления часто оказывается недостаточно для преодоления проблем. Возникает потребность в связующем звене политических структур, которые служат мостиками между народом и властью. Опыт всех стран мира подтверждает один важный тезис — чем сложнее и неоднороднее общество, тем в большей степени поддержание стабильности зависит от качества функционирования политических институтов, которыми и являются партии. Один из системных принципов — управляющая система не может быть структурно проще и примитивней, чем управляемая система. Вдумайтесь в этот тезис! Беларусь — это страна, в которой помимо титульной нации белорусов, гражданская нация формируется на основе еще как минимум трех национальностей, которые тоже можно назвать титульными (вспомните, в начале 20-х годов прошлого столетия в БССР было четыре государственных языка — белорусский, идиш, польский и русский). В Беларуси широко распространены как минимум три церкви, представляющие христианскую традицию, — православие, католицизм и протестантство. Но к традиционным верованиям можно отнести и иудаизм, и мусульманство. Являясь частью восточноевропейской культуры, мы граничим с западноевропейской цивилизацией со всеми вытекающими из этого культурными последствиями.

Поэтому на современном этапе развития страны нельзя игнорировать необходимость создания политических институтов для консолидации общества. Но тут необходимо сделать одну очень важную оговорку. Когда разговор идет о партиях как о политических институтах Беларуси, когда предлагается обсудить вопрос о целенаправленной политике по поддержке политических партий, имеются в виду партии, которые готовы будут конструктивно и цивилизованно сотрудничать друг с другом. Тут работает другой принцип — политические объединения, видящие друг в друге непримиримых врагов и не желающие взаимно существовать, не смогут сформировать фундамент для существования самого общества. Это значит, что взаимное восприятие друг друга должно измениться или структуры, которые не смогут сформировать реальную, а не мнимую готовность к сотрудничеству, должны быть по возможности исключены из политического процесса. Полноценная система политических партий важна не только для обеспечения гармоничного взаимодействия вертикали власти и общества. В качестве дополнительной выгоды развитая партийная система противодействует коррупции и стимулирует экономический рост, а также создает нужный уровень политической конкуренции, который серьезно улучшает качественные параметры высшего слоя управленцев. Так, партийная система формирует среду, в которой групповые интересы превалируют над индивидуальными. Это первый шаг в противодействии коррупции. Если к этому добавить возможность для обеспечения достойной жизни за созидательный труд и системы наблюдения «всех за всеми», злоупотребление служебным положением становится невыгодным в исчерпывающем большинстве случаев. Партийная система через партийную конкуренцию неизбежно создает социальные лифты для талантливых и деятельных людей. Таким образом формируется и поддерживается устойчивый социальный вектор на непрекращающееся развитие. В качестве аргумента в пользу партийной системы можно привести также вывод зарубежных исследователей, которые проводили сравнительный анализ по странам, связанный с влиянием различных факторов на то, как страна справляется с кризисными явлениями. Сопоставление показателей показало, что страны с развитой партийной системой легче справлялись с последствиями всех видов экономических кризисов. Причем эта взаимосвязь явно проявлялась именно в периоды кризисов, хотя и не была очевидной в периоды экономического роста. Это говорит о том, что партийная система является важным механизмом стабилизации общества именно в период кризиса.

Несмотря на острые моменты в развитии текущей ситуации в Беларуси, убежден, что у нас есть время на модернизацию общества, а общественно-политическая активность будет происходить не на улицах, а в цивилизованном русле.

Депутат Палаты представителей Национально собрания Республики Беларусь Иван МАМАЙКО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.