Информатика без розетки — и такое тоже бывает

Информатика без розетки — в современной практике дошкольного образования возможно и такое. Одно только название вызывает интерес, ведь информатика для нас ассоциируется именно с компьютером. А вот как же обучать основам компьютерной грамотности и алгоритмики детей без наличия этой великой техники — это уже вопрос. Но обо всем по порядку.

Много технологий явилось миру дошкольной педагогики за относительно небольшой промежуток времени: прогремели кубики Зайцева, проблемными головоломками отметился ТРИЗ, дружной поступью родителей и детей прошествовал «Первый шаг»… В современном мире, в котором каждый ребенок знаком со смартфоном, планшетом, ноутбуком, компьютером и интернетом, часто можно услышать от дошкольника такие слова как: YouTube, ТikTok, Like, лайки и дизлайки. Дети владеют и еще более обширным словарным запасом: тегги, хэштег, тренды, хэйтеры, контент, бан, спам и многое другое. И мы искали что-то новое и современное, то, что заинтересует детей, будет отвечать их высоким запросам, а также не оставит равнодушными  и взрослых педагогов. Всё это вобрал в себя проект «Информатика без розетки», в котором наше государственное учреждение образования «Ясли-сад № 5 г. Несвижа» участвует с этого года.

Вначале было не просто, ведь пришлось самим, дистанционно, в очень сжатые сроки, изучить весь курс материала, пройти сертификационный тест. Но об этом не пожалел никто из участников проекта — ведь каждый смог познакомиться с отрицанием, отрицанием по аналогии, построением истинных и ложных высказываний, с логическими операциями «И», элементами кодирования, и еще многими премудростями алгоритмики. Изучая эти темы и проходя обучающий курс, на некоторое время все ощутили себя программистами, хотя до этого, безусловно, еще очень далеко. Главное в другом — мы стали разбираться, как устроена «внутренняя кухня» информатики и поняли, что, на самом деле, в ней нет ничего сложного.

Можно сказать, что появление пилотного проекта «Информатика без розетки» было обусловлено велением времени. Изучив все нюансы данной программы, оказалось, что, в соответствии с законом великой дидактики, проект предлагает двигаться от простого к сложному: то есть, через развитие логики и мышления, через обобщение и классификацию,  через умение объяснить свой выбор — прийти к формированию у подрастающего поколения алгоритмической грамотности.

Новый проект включил в себя не только интересные, красочные демонстрационные и раздаточные материалы, но и занимательные конспекты занятий, в которых собраны различного уровня сложности развивающие игры и задания. Все предложенные занятия направлены на развитие у детей речи, познавательной активности, математических представлений, способствуют развитию продуктивных видов деятельности.

Ни одно из предложенных проектом заданий для детей не было скучным, ведь оно сопровождалось комплексом ярких картинок и интересного материла, и … конечно же, творчеством самих педагогов. Вот например, всеми известная в кругах дошкольного образования игра «Чудесный мешочек». Но и здесь не обошлось без обучения основам алгоритмики — дети на ощупь отыскивают какой-либо предмет, а затем выбирают другой предмет с противоположным признаком (тоже на ощупь), стараясь объяснить свой выбор. А игра в «Паровозик» просто сметает даже с малоактивных детей всякую пассивность, так как каждому хочется поместить в вагончик геометрическую фигуру. Как,    впрочем, и игра «Рассели друзей», в ходе которой, применяя запрещающие знаки, надо помочь белке, черепахе и цыпленку найти свои домики.

Сколько игр включил первый этап проекта — не перечесть. Но вот игра «Подумай и угадай!» — это просто взрыв эмоций, где каждый ребенок искрил желанием принять участие в придумывании трех признаков, которые описывают предмет. И хотя дети подбирали эти признаки с помощью опытных педагогов, но каждый мгновенно запоминал свой, и с гордостью произносил его по очереди детям, предлагая отгадать предмет или объект. Был отмечен даже творческий подход воспитанников — это сочинение двух загадок на основе уже известных признаков: «Хищник, белый, живет на Севере», «Резиновый, круглый, не бегает, а прыгает». В этой игре не было скучных и пассивных, ленивых и капризных. Все дети под чутким, но ненавязчивым руководством педагогов, проявили своё самостоятельное сочинительское творчество.

Вся работа проекта направлена не только на развитие умственных способностей ребят, но и на формирование дружеских отношений, укрепление детского коллектива. Хочется отметить, что проект уже принес много нового и необычного в жизнь всего учреждения, а котенок Алесик (общепринятый символ проекта) постепенно ввел детей в мир информатики без розетки. Можно с уверенностью сказать, что этот необычный проект каждому его участнику позволяет ощущать себя важным и значимым звеном в развитии информационных технологий, он вдохновляет, он позволяет не только интерпретировать дидактические игры и упражнения, но и придумывать к ним новые наглядно-дидактические материалы. А что там впереди — покажет время. Но скучно уже точно не будет!

Анастасия Праженик,

заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли-сад № 5

г. Несвижа».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.