«Я как экономист, повидавший Советский Союз, переходную экономику, голосую за то, чтобы модель экономического развития, которая у нас есть, сохранилась. Возможно, она нуждается в каких-то косметических улучшениях. Но ее главная черта — социальная справедливость, и об этом Президент неоднократно говорил на ВНС», — рассказал Михаил Ковалев.
По его словам, для Беларуси характерна низкая степень расслоения общества. «Есть так называемый коэффициент Джини, который измеряет неравенство населения внутри страны. У Беларуси он равен 25%, и мы вместе со Словакией делим третье-четвертое место в мире из 190 государств. Вперед мы пропустили на десятые доли процента Чехию и Словению. Даже у скандинавских стран, таких как Дания, Швеция, этот коэффициент равен 27%. То есть мы были, есть и, как объявил Президент, будем социально справедливым государством, в котором равными правами пользуются все граждане, — отметил профессор — По гендерному индексу, равенству мужчин и женщин, мы занимаем 31-е место в мире. Я думаю, если бы кто-то делал рейтинг по равенству религий, мы вообще бы вошли в тройку мировых лидеров. Поэтому наша главная черта — социальная справедливость, и она помогла белорусской экономике достаточно быстро расти».
Михаил Ковалев подчеркнул, что доля небольшого белорусского государства в мировой экономике в 1995 году была всего 0,10%, а уже к 2014 году достигла 0,17%. «Где-то за 19 лет мы увеличили свою значимость в мировой экономике в 1,7 раза. Я посчитал и сравнил у соседей: в Польше, Литве — ничего подобного. Их увеличение существенно меньше. Да, поляки и литовцы живут чуть богаче нас — это так называемый валовой внутренний продукт на душу населения. Но если мы посчитаем, то окажется, что отличие было таким же и в 1995 году. Они стартовали с более высоких позиций. А мы их стали догонять», — пояснил он.
На взгляд эксперта, еще один успешный белорусский ориентир — экспортно ориентированная экономика.
«Экспорт в 1995-м, первый год президентской республики, был всего $5 млрд. А в 2012 году — $52 млрд, вырос более чем в десять раз. Сейчас, правда, цены на нефть упали, он несколько сжался. Но все равно, даже за все 25 лет наш экспорт вырос в 7 раз. Поэтому намеченное, что мы к концу пятилетки будем при любых ценах на нефть иметь $50 млрд экспорта, — достижимо. Как и скорректированная новая стратегия, что мы будем чуть больше продавать в страны Евразийского экономического союза и в Россию. Нам любой ценой надо скорректировать отрицательное торговое сальдо с Россией», — сказал он.
Михаил Ковалев отдельно остановился на одном из приоритетов будущей пятилетки — интеллектуальной стране. «Запланированы очень хорошие проекты с китайцами в биотехнологической корпорации. Даже в трудный ковидный год наше сельское хозяйство добавило почти 5%, наш экспорт молочки и мяса за счет Китая вырос почти на 5%. Поэтому понятно, что нам нужны те новые корма, которые делает биотехнологическая корпорация. И нужно, чтобы Парк высоких технологий, который стал одним из мировых лидеров по компьютерным программам, продолжал тот бурный рост, который выразился в $2,5 млрд. Уверен, что и этот сектор экономики будет развиваться успешно. Наверное, мало было сказано о том, как много мы стали получать от транзита услуг. Приведу только одну цифру: когда мы перешли к президентской стране, экспорт транспортных услуг был всего $200 млн, сегодня он уже $4 млрд. Это в первую очередь, конечно, благодаря полумиллиону контейнеров, перевезенных из Китая в Евросоюз по территории нашей страны. Поэтому, я считаю, что белорусская модель доказала свою эффективность, и надеюсь, что она будет сохранена в будущем. Но понятно, как правильно сказал Президент, перемены и адаптация к ситуации всегда нужны», — заключил он.