БИЗНЕСУ ПОРА РАЗРАБОТАТЬ КРИТЕРИИ СВОЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА, ЧТОБЫ ЭТИ ПОНЯТИЯ НЕ ОСТАВАЛИСЬ ПУСТЫМ ЗВУКОМ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Предприниматель априори должен быть личностью более многогранной, чем наемный работник. Но когда дело доходит до каких-то оценочных категорий, то бизнес (или приличная его часть) мечтает, чтобы его полезность, значимость и патриотизм оценивали по обывательским меркам. Работал, платил налоги, старался не нарушать закон и даже улицу переходил только на зеленый свет… Все, хороший парень. Разве что побогаче всех остальных. Но состоятельность — не грех. Полностью с этим согласен. Однако успешный предприниматель далеко не всегда эффективный. Точнее, чаще неэффективный. С точки зрения страны и общества. И когда деловые союзы говорят о социальной ответственности и значимости предпринимательства, очень хочется спросить: по каким критериям будем оценивать? И вот парадокс: тот же коммерческий сектор утверждает: слабо экономика развивается, не столь уж динамично. Госсектор тянет назад. Вот если бы развивали спасительный малый бизнес… И поверил бы. С 2010 года его доля в ВВП выросла в полтора раза. Но почувствовала ли этот успех страна?

На Всебелорусском народном собрании председатель бизнес-союза имени Кунявского Жанна Тарасевич, в принципе, говорила правильные вещи. И про созданные бизнесом новые рабочие места, и про долю частного сектора в макроэкономических показателях, и о необходимости поддержки частной инициативы, равных условиях… И ответ Президента тоже был правильный. Ведь в промышленности доля малого и микробизнеса меньше 20 процентов, а в оптовой торговле — около 75 процентов. Новые рабочие места — прекрасно. Но сколько из них высокотехнологичных и высокооплачиваемых? Частный сектор достиг почти половины в экономике, а разве в такой же пропорции он платит налоги? Нет, донорами казны и ФСЗН остаются государственные предприятия. А все ли пользуются преференциями микрокомпаний для развития, инвестиций, роста или грамотного и относительно законного ухода от налогов?

Противоречия нет. Просто Жанна Тарасевич говорила про одну часть бизнеса, а Президент имел в виду его другую часть. Хотя на словах все предприниматели социально ответственные и патриоты. Скажем, те же аптеки и поставщики лекарств дают возможность людям лечиться. В какой-то степени жизни спасают. Не поспоришь. Но по какой цене эти лекарства продают? С какой рентабельностью? Раскройте карты, господа. Бизнес не равно благотворительности. Но есть некий приемлемый, моральный предел нормы прибыли. Особенно в сферах, связанных со здоровьем. Богатеть можно, наживаться позорно!

Во время судебных слушаний одного из «дела медиков» резанула фраза предпринимателя-подозреваемого, директора фирмы — поставщика медицинского оборудования. Сложного и дорогого. Грубо выражаясь, вся работа — ввезти в страну несколько «железяк», поставить в больницы и получить оплату. Не бог весть каких компетенций требует такая деятельность. А как заявил руководитель такого «инновационного» предприятия, у него официальный, белый, доход около 300 000 долларов в год! Поэтому имел он возможность якобы подарить знакомому по работе (и должностному лицу по совместительству) тысячу долларов на день рождения! Только мне показалось, что для купи-продай слишком крутой доход. Причем в узкой сфере: там ни маркетинга, ни особой конкуренции нет. Это не на потребительском рынке какие-нибудь шампунь или леденец пристроить, когда подобным товаром все полки завалены!

А может, так и надо? И многие ли с этим согласятся? Даже если большие деньги приходят законно. Ведь есть еще и совесть. И это касается многого: и уровня заработной платы в некоторых частных предприятиях, и других вопросов. Да, у государства своя правда. У деловых людей могут быть другие взгляды на вещи.

У общества — иные. Впрочем, государство свои приоритеты расставило. Как мне кажется, бизнес тоже мог бы (и, наверное, должен) определить для себя кодекс чести, свою миссию, место — в обществе, экономике, других сферах жизни. Публично. Слишком часто слышим, что предприниматели хотят от государства. А что могут дать? И если прибыль пошла, то какой частью (не всей) будет этично поделиться с сотрудниками, на социалку потратить. Или вложить в проекты, которые будут работать на те же инновации, повышение компетенций. Словом, на приоритеты, вполне четко обозначенные в макроэкономической программе. Уже давно мечтаю увидеть такой документ. Что-то наподобие «Хартии добросовестного предпринимателя». Пока эти люди слишком разные, а поэтому — инкогнито. И кто его знает, как к ним относиться в целом, когда непонятно, к чему они стремятся.

К сожалению, предприниматели пока на этот вопрос не ответили. Чаще критикуют место, которое им отводит государство. Так выскажите, наконец, свою консолидированную позицию. Возможно, она намного лучше, чем кажется!

«Рэспублiка». Владимир Волчков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.