Горячие новости

С 1 апреля увеличился размер государственной пошлины за подачу надзорных жалоб на судебные постановления по гражданским делам в органы прокуратуры

С 01.01.2021 увеличился размер государственной пошлины за подачу надзорных жалоб на судебные постановления по гражданским делам в органы прокуратуры

Необходимость уплаты государственной пошлины за подачу надзорных жалоб на судебные постановления в органы прокуратуры предусмотрена п.1.4 ст. 284 Налогового кодекса Республики Беларусь.
Согласно п.1 ст. 290 этого же Кодекса жалоба, за которую не уплачена или не полностью уплачена государственная пошлина, поданная в органы прокуратуры, возвращается лицу, ее подавшему.
Подлежащий уплате размер госпошлины при подаче жалобы на судебное постановление по гражданскому делу определяется в соответствии с п.1 Приложения № 17, п.7 Приложения № 13 – 80 процентов ставки, установленной за рассмотрение искового заявления или иного заявления, жалобы, а по имущественным спорам – ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы. По сравнению с законодательством, действовавшим до 01.01.2021, размер государственной пошлины увеличился (ранее 50 процентов ставки, установленной за рассмотрение искового заявления или иного заявления, жалобы, а по имущественным спорам – ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы).
Ставки за рассмотрение исковых заявлений (заявлений, жалоб) определены в Приложении № 13 Налогового кодекса Республики Беларусь.
Например, ответчиком обжалуется решение суда о взыскании с него в пользу истца 100 рублей.
За рассмотрение искового заявления имущественного характера установлена госпошлина – 5 % цены иска, но не менее двух базовых величин.
В рассматриваемом случае за подачу иска госпошлина составляла 2 базовые величины. За подачу надзорной жалобы в органы прокуратуры подлежит оплате государственная пошлина в размере 1,6 базовой величины (2 базовые величины Х 80%).
При определении размера государственной пошлины необходимо учитывать, что в соответствии с п.1.2 ст. 288 Налогового кодекса Республики Беларусь по исковому заявлению (заявлению, жалобе), содержащему несколько самостоятельных требований, государственная пошлина уплачивается за каждое требование в отдельности.

Например, истцом обжалуется решение суда, которым ему отказано в удовлетворении иска о признании недействительными договора купли-продажи квартиры, государственной регистрации этой сделки и государственной регистрации перехода права собственности к покупателю.
Ставки госпошлины за рассмотрение искового заявления о признании сделки недействительной – 5 базовых величин (соответственно за подачу надзорной жалобы – 4 базовой величины), других исковых заявлений неимущественного характера (или не подлежащие оценке) – 3 базовые величины (за подачу надзорной жалобы – 2,4 базовой величины).
В вышеназванном случае истцом оспаривается судебное постановление в полном объеме. Таким образом, размер госпошлины за подачу жалобы в порядке надзора будет составлять 8,8 базовых величин (4+2,4+2,4).
Согласно требованиям ч.7 ст. 437 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь к надзорной жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, за исключением случая, когда государственная пошлина уплачена посредством использования системы ЕРИП и учетный номер операции (транзакции) в едином расчетном и информационном пространстве указан в надзорной жалобе.
Законодательством определена категория лиц, которые освобождаются от государственной пошлины при подаче жалоб в порядке надзора по гражданским делам в органы прокуратуры. К ним, в частности, в соответствии с п. 8 ст. 285 Налогового кодекса Республики Беларусь относятся:
– истцы за рассмотрение надзорных жалоб на судебные постановления по делам о взыскании алиментов или расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;
– физические лица за рассмотрение надзорных жалоб на судебные постановления по делам, связанным: с рассмотрением индивидуальных трудовых споров; с защитой прав собственности либо иных вещных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд и сносе объектов недвижимого имущества; со страхованием в Республике Беларусь, за исключением социального страхования;
– инвалиды и участники Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий на территории других государств за рассмотрение надзорных жалоб на судебные постановления по исковым заявлениям неимущественного характера;
– организации и физические лица за рассмотрение надзорных жалоб: по делам, связанным с заключением, изменением, исполнением или прекращением договоров создания объектов долевого жилищного строительства, договоров строительства жилых помещений в составе организаций застройщиков, договоров (соглашений), предусматривающих обязательства застройщика, являющегося эмитентом жилищных облигаций, по строительству жилых помещений владельцам жилищных облигаций в установленном законодательством порядке; по делам, связанным с возмещением вреда, причиненного физическому лицу в результате незаконного осуждения, применения принудительных мер безопасности и лечения, привлечения в качестве обвиняемого, задержания, содержания под стражей, домашнего ареста, применения подписки о невыезде и надлежащем поведении, временного отстранения от должности, помещения в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение, незаконного наложения административного взыскания в виде административного ареста, исправительных работ; на определения суда о прекращении производства по делу (за исключением случаев прекращения производства по делу в связи с утверждением мирового соглашения либо соглашения о примирении) или оставлении искового заявления (заявления, жалобы) без рассмотрения.

Прокурор отдела
прокуратуры Минской области Светлана Мандрикова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

error: Content is protected !!