Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него — родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

Зачем нужно воспитывать патриотизм? Ответ прост: родина нужна нам так же, как семья. Ребенку важно знать свое происхождение как от родителей, так и от своего народа. Постепенно узнавая историю страны, особенно ее славные страницы, он будет гордиться ею, как гордится ребенок сильными умными родителями, чувствуя себя защищенным благодаря им.

И если мамы и папы хотят, чтобы их дети любили свою землю, стоит начать с самих себя. Надо провести «ревизию» своих чувств к родине, поднять из глубины души собственные теплые чувства: гордость за достижения соотечественников, интерес к истории родного города и всей страны. Подумать, что есть замечательного и по-настоящему великого, на что отзывается сердце.

Это не значит, что надо надеть «розовые очки» и не замечать недостатков, которые есть в любом государстве. Однако маленькому ребенку знать о них пока не обязательно. У него должна формироваться позитивная картина окружающего его мира, без излишних страхов и неопределенности. Правда, не стоит заводить серьезный разговор на пустом месте, просто так. «Красивые» слова о патриотизме без привязки к какому-то событию для ребенка ничего не значат и быстро выветрятся из его головы. Поэтому лучше воспользоваться достойным поводом.

Как воспитать патриотизм?

Например, в  июле широко празднуется День Независимости Республики Беларусь. Его просто невозможно не заметить. Парад и торжественный салют не оставят равнодушным ни одного ребенка. Малышу нужно пояснить, что это за торжество. Но с учетом возраста. Самым маленьким достаточно сказать примерно так: «Много лет назад на нашу землю, наш город напали враги. Но наши храбрые солдаты прогнали захватчиков. Это было очень трудно, поэтому каждый год мы вспоминаем их подвиг, так мы выражаем им свое уважение».

С детьми постарше можно поговорить подробнее: рассказать о военной технике, о тружениках тыла, о смелых пионерах-героях, пойти в краеведческий  музей нашего города. Заострить внимание на памятниках. Например: «Смотри, вот памятная доска, на которой много фамилий написано. Ты можешь себе представить, что совсем недалеко от нашего дома шли бои? Так вот, эти люди, чьи фамилии написаны на доске, сражались здесь за наш район. Им было страшно, но они защищали свои дома, своих родных и даже чужих людей». Нелишне добавить, что ветераны (те, кто воевал) сейчас уже очень старенькие. Их можно порадовать (например, подарить букет цветов; написать поздравление в открытке, сделанной своими руками).

Хорошей традицией в нашем саду стала дружеская переписка с двумя детскими садами города Смоленска (Россия). Дети дошкольного возраста, при помощи воспитателя, учатся любить и  гордится своей Родиной! Своей историей!

Малыши Смоленска прислали письмо, в котором рассказали о своем замечательном городе, прислали открытки  с изображениями памятников, посвященных Победе советского народа  в Великой отечественной войне: памятник Александру Твардовскому и Василию Теркину, Мемориальный знак в честь освобождения Смоленщины от немецко-фашистских оккупантов «Вечный огонь», памятник воинам, защитникам и освободителям Смоленска «Курган Бессмертия», «Скорбящая мать».

Но особое впечатление на ребят произвел памятник «Опалённый цветок, который посвящён детям – узникам фашистских лагерей. Дети уже понимают такие базовые вещи как, материнское тепло, отцовская забота, тепло дома. И воспитателю было нелегко объяснить, как может так случится, что в одночасье маленький человек может всего этого лишиться.

Наши ребята подготовили рисунки и открытки, в которых старались показать героизм нашего народа в годы Великой отечественной войны — мемориальные комплексы «Брестская крепость – герой», «Буйничское поле»,   «Курган Славы», «Хатынь» ,   монумент Победы в Минске, архитектурно-скульптурный комплекс «Минск – город-герой » Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» и другие.

Особое внимание ребята уделили истории родного города  и  памятникам, посвященным   Великой отечественной войне – Вечному  огню на братской могиле и памятнику советскому солдату, мемориальному комплексу расстрелянным жителям г.п.Городея.

Не забыли рассказать и о мемориале  на улице 1 мая, посвященного  жертвам фашизма, на улице Шимко, посвященного Памяти боя 3 июля 1944 года,  на улице  Сновской, посвященному 1200 евреям,  погибшим в октябре 1942 года, на улице Рудавской, посвящённого погибшим мирным гражданам.

В процессе написании  писем происходил очень важный процесс в формировании юного гражданина – он учился сопереживать горю, гордиться родиной, понимать, что именно он завтра будет ее защитником!

Это всего лишь маленький пример воспитания юного человека в его взрослом становлении Гражданина.

Если мы —  родители, педагоги не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радовать её достижениями, и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, неразумно. Родина такова, какой мы её сделаем.

В заключение хочу подчеркнуть, что пути воспитания патриотизма могут быть разными, но главное зародить в душе ребёнка великое чувство гордости за Родину, страну, за свой народ.

«Человек без Родины жалок!

Он – никто»

(С. Баруздин)

 Ольга Пуляк ,

заведующий ГУО «Ясли-сад №4 г.Несвижа

«Кораблик детства»