Два подростка в районе пытались свести счеты с жизнью

На прошлой неделе две девочки-подростка в нашем районе пытались свести счеты с жизнью. Одной из них 15  лет, другой — 12. Происшествия произошли в городе Несвиже. К счастью, попытки остались незавершенными — детей удалось спасти.

«Предупрежден — значит, вооружен», гласит известная мудрость. В полной мере ее можно отнести и к проблеме подростковых суицидов. Чем больше будут знать о ней взрослые, которые непосредственно контактируют с детьми, тем больше шансов, что они вовремя заметят неладное и не допустят беды. Своими знаниями и представлениями о том, как уберечь наших детей от трагического шага, мы попросили поделиться разных людей —от врача до священнослужителя.

Врач психиатр-нарколог УЗ «Несвижская ЦРБ» Дарья Сергейчик:

— Подростковый возраст — это очень сложное время. Основная проблема в том, что образ взрослого, в том числе родителя, перестает перед ребенком вставать как образ высшего существа — более мудрого, наделенного особенными знаниями. Появляется понимание, что это обычный человек, который переживает, говорит что-то под влиянием эмоций, не думая о последствиях, делает ошибки, который не так приятен, как это казалось раньше, в детстве.

Ребенку хочется отделиться, ему хочется автономии, и это нормальный, здоровый процесс. Он ищет себя, свою идентичность, поэтому оказывается то в одной группе, то в другой. Зачастую родителем это воспринимается так, как будто его оттолкнули. «Я всё делаю для тебя, а ты от меня отходишь. Почему? Я не понимаю!»

Получается, что две потребности — в принятии и понимании — не удовлетворяются со стороны родителей или одного из них — ему кажется, что подросток его отталкивает, не дает к себе подступиться. Родителю страшно — это же мой ребенок, практически моя собственность, и тут какая-то автономия? А ребенок начинает делать какие-то ранее немыслимые для него вещи — бить стекла в школе, ругаться матом. Родитель не всегда способен это правильно понять. И он это давит. Препятствует потребности в автономии и этим проявляет непринятие и  непонимание.  Нарушенная коммуникация ведет к тому, что когда ребенок сталкивается с огромным количеством внутренних конфликтов на фоне быстрого роста, на фоне столкновения с другим миром, ему не к кому пойти.

Мотивов для суицида может быть огромное количество. Даже если предпринимается попытка без цели умереть — это всегда крик о помощи, это стоящая за эти поступком боль. Любой мотив сводится к невыносимости жизненной ситуации, неспособности принять ее такой, какая она есть.

Чаще всего, если ребенок выносит наружу свои переживания, то он сталкивается с тремя основными реакциями взрослых. Это гнев, обесценивание и пристыживание.  Стыд — это очень мощный инструмент, которым очень часто злоупотребляют взрослые. Например: «Посмотрите на него все. Ты не такой, как надо. С тобой всё не так. Как тебе не стыдно» и т.д.

Эти три реакции воздвигают стену между ребенком и взрослыми, которые могли бы ему помочь. Когда уже сформирована эта стена из взаимного непонимания, злости и обид, даже если взрослый уже понимает, что с ребенком что-то не так, к нему очень сложно  подступиться.

Поэтому невероятно важно, если вы заметили проблему, иметь смелость обратиться к другим людям: к друзьям ребенка, знакомым, другим взрослым, к которым ребенок больше тянется, к священникам, к психологам, к кому угодно, с кем он может пойти на контакт. Потому что если не звать на помощь, когда контакт с ребенком утрачен вконец, то может оказаться, что налаживать общение будет не с кем. Быть родителем подростка очень сложно, и родители, которые борются за контакт со своим ребенком, — настоящие герои.

У подростков чаще наблюдается феномен  «сужения сознания», потому что у взрослых уже больше  сформирована личностная организация хоть и невротического характера, но более упорядоченного. Сужение сознания — это психически пограничный феномен. Человек становится не цельным, словно разваливается на части. Его внутренняя психотическая, бессознательная часть, которая есть у всех, какой-то эмоцией захватывает его, берет под контроль, и всё остальное рациональное видение мира исчезает. Подросткам это более свойственно, потому что их личность еще не настолько крепкая, цельная и сформированная. Но этого может не произойти, если всем эмоциям, которые, накопившись внутри, приводят к этому феномену, давать выход. Если не говорить ребенку, когда он плачет, «чего ты ревешь, перестань, отстань и т.п.», если спрашивать, как он себя чувствует, просто посидеть рядом. Тогда эмоции не будут копиться, чтобы выстрелить, как пружина.

Самый опасный возраст — 16-17 лет. Но бывают и более ранние случаи. В подростковом возрасте к суициду чаще склонны девочки, а потом чем старше возраст, тем больше это мужчины.

Часто и суицид, и его попытка — это привлечение внимания к невыносимому состоянию, которое иначе подросток выразить не может, и бегство от этого состояния. И если попытка не завершилась успехом, надо искать причину, почему ребенок не получает внимания в той форме, какая ему нужна. Врач, конечно, будет беседовать с подростком, но здесь нужна семейная психотерапия. Медик не может заменить ребенку родителя. Если юного человека удалось спасти, но родители или те, кто их заменяет, не меняют свою модель поведения и не хотят над собой работать, вероятность повторной беды очень высока.

Педагог-психолог Несвижского социально-педагогического центра Ольга НОВИК:

— В последнее время звучит много ценных советов, которые можно взять на вооружение в практике семейного воспитания при взаимодействии родителей и детей.

Хотелось бы отметить, что взрослым недостаточно только говорить или думать, что они любят своих детей, им следует действительно любить их. Существует большое различие между тем, когда ты чувствуешь, что тебя любят и, и когда тебе только говорят, что любят.

Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с ним, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей.

Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.

Не оказывайте нажима на ребенка, признавайте его права самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение.

Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.

Благочинный церквей  Несвижского округа,  протоиерей  Александр Данченко:

— Проблема суицида, как это не парадоксально звучит, возникает особенно остро во времена благополучия и достатка, а не лишений и невзгод. Когда знакомишься с мемуарами военных лет, или общаешься с людьми, которые видели страшное лихолетье (например, Ленинградскую блокаду), нигде ни пол-слова не услышишь о сознательном прекращении собственными руками собственной жизни. Напротив, все старались выжить, боролись за жизнь и очень часто побеждали. А теперь, когда и на просторах бывшего Союза, и в развитых странах Европы уровень материальной жизни достаточно высок, статистика удручает.

Современный человек, особенно отказавшийся от религиозного осмысления мира, совершает несколько серьезных ошибок, которые впоследствии могут привести к суицидальному коллапсу. Во-первых, такой человек не замечает, что эти темные мысли ему «кто-то» хитро и тонко навязывает. Этот «кто-то» физически не видим, но на мысленном уровне вполне субъективно ощутим. Во-вторых, человек, оградивший себя от Библейских вечных истин, целиком концентрируется на достижении благополучия и успеха в краткой земной жизни. И если ему это не удается по его меркам эгоизма, то он может «упасть» в глубокую яму, которая современным языком именуется депрессией. Он неудачник и всё плохо.

Но выход к свету есть. Хотя, конечно, без личных усилий и напряжения моральных сил не обойтись. Простите, но придется себя буквально заставить приникнуть к источнику мудрости человеческой, накопленной веками лучшими людьми, которую они, конечно, черпали у Премудрого Бога. И это им помогало в самых невероятно сложных ситуациях не только выжить, но и преуспеть.

И совсем грустная ситуация, когда в статистику суицидов вплетаются данные о подростках и молодежи. Всем нам, взрослым людям, нужно быть осторожными и внимательными, чтобы своими поступками и словами не уколоть тех, кто только начинает самостоятельную жизнь. Чтобы глядя на нас, молодые люди понимали, что прежде, чем что-то себе взять, нужно что-то свое отдать. Когда земледелец хочет собрать щедрый урожай, он берет свое зерно и отдает его земле. А не наоборот.

Подготовила Софья ЛЮБАНЕЦ.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.