Религиозный туризм на Несвижчине: что стоит посмотреть

Посещение святых мест издревле считалось одной из наиболее важных и почитаемых традиций. С каждым годом все больше и больше людей стараются посетить разнообразные религиозные объекты. В связи с этим особую значимость приобретает религиозный туризм.
Итак, предлагаем вам отправиться в познавательное путешествие религиозной направленности по Несвижчине.

Религиозная жизнь района тесно переплетена с теми историческими, политическими, культурными событиями, которые происходили на нашей земле. В разные исторические периоды здесь существовали храмы для верующих разных конфессий.

До середины XVI столетия на Несвижчине господствовала православная вера. В исторических документах упоминается первая православная церковь XV столетия. Примерно тогда же появляются и первые католики. 50–80-е годы XVI столетия связаны с появлением в Несвиже одного из направлений протестантизма — кальвинизма. Канцлер Великого княжества Литовского Николай Радзивилл Чёрный стремился сохранить независимость Княжества от Польской Короны и одним из средств достижения своей цели считал новую веру. В городе появились протестантские соборы. В период контрреформации сыновья Николая Чёрного перешли в католицизм. Николай Христофор «Сиротка», первый Несвижский ординат, пригласил в Несвиж иезуитов. В городе была построена главная иезуитская святыня — Костёл Божьего Тела. Благодаря иезуитам несвижский край достаточно быстро стал католическим. В 1596 году была подписана Брестская церковная уния. Униатская вера не нашла на наших землях широкого круга своих сторонников. Однако несколько униатских храмов в Несвиже было построено. До 40-х годов XIХ столетия на Несвижчине существовали католические, православные и униатские храмы. С середины XIХ столетия начинает преобладать православие. Кроме православных и католических храмов, в Несвиже действовали шесть еврейских синагог.

До 1939 года Несвиж входил в состав Польши, где большое внимание уделялось пропаганде католической веры.

В конце 1990-х годов происходил процесс восстановления религиозной духовности, восстановление и строительство новых храмов всех конфессий. Храмы стали центрами не только духовной жизни, но и культуры, формирования толерантности и сотрудничества всех верующих.

Путешествуя по несвижскому краю, вы обязательно увидите великолепные храмы с многовековой историей.

Костёл Божьего Тела

Костёл Божьего Тела, или Фарный костёл, построен в 1587–1593 годах по проекту итальянского архитектора Джованни Мария Бернардони по распоряжению Николая Христофора Радзивилла «Сиротки». Освящение краеугольного камня при закладке нынешнего костёла произошло в сентябре 1587 года. Первая служба состоялась 14 сентября 1593 года, а в 1601 году храм освятил Папский нунций Клаудио Рангони. Костёл Божьего Тела стал первой в белорусском зодчестве трёхнефовой шестистопной крестовокупольной базиликой в стиле барокко. В главном алтаре помещена икона «Последняя вечеря», напоминающая о последней вечере Христа (во имя Божьего Тела и назван храм). Храм богато декорирован росписью не только внутри, но и снаружи, что стало известно после последней реставрации. Большинство фресок выполнено в 1750-60-е годы радзивилловскими художниками. В 1900–1902 годы фрески отреставрированы во время проведения ремонтных работ в храме. В интерьере костёла множество скульптурных образов, мраморные алтари и памятники. Над входом в храм — хоры с органом.  Костёл был возведён в одном комплексе с  коллегиумом, башнейколокольней, оградой с брамой. Симметрично башне-колокольне во дворе костёла расположена каплица. Это действующий католический храм. Интересно, что Джованни Бернардони добирался до Несвижа несколько лет: несколько иезуитских монастырей и миссий, где он делал остановки по пути, уговаривали его выстроить церкви и для них. В результате путь архитектора из Италии украсился несколькими костёлами, а Радзивилл, заполучив, наконец, долгожданного мастера, удерживал его в Несвиже 13 лет подряд. Выбравшись в конце концов из Несвижа, Бернардони добрался до Кракова, где выстроил костёл Петра и Павла, точную копию несвижского. В полуподвальном помещении костёла располагается родовая крипта, усыпальница Радзивиллов. Она стала третьей по величине семейной усыпальницей в Европе. Создавая усыпальницу, Николай Христофор Радзивилл «Сиротка» оставил два правила относительно крипты. Во-первых, там должны были быть похоронены исключительно Радзивиллы, во-вторых, хоронить надлежало в простом одеянии и без богатств, чтобы через века ни у кого не возникало соблазна разграбить захоронения.

Сегодня в крипте стоит 72 гроба, один из которых пуст. Урна с прахом 72-го Радзивилла — князя Антония, жившего в Лондоне (Великобритания), была замурована в стену усыпальницы в 2000 году в соответствии с его завещанием. Во время исследований гробы вскрывали, в них были обнаружены весьма ценные с исторической точки зрения вещи: одежда, награды, оружие, предметы религиозного культа. К примеру, значимой находкой считают фрагмент Слуцкого пояса из захоронения Пане Коханку. Это центральная часть шелкового пояса, на которой серебряной нитью выткан узор.

 

Храм Вознесения Господня г. Несвижа

Новый величественный православный храм расположен в центральной части города. Строительство началось в 2005 году. Храм был освящён 3 июля 2016 года Почётным Патриаршим Экзархом всея Беларуси митрополитом Филаретом и епископом Слуцким и Солигорским Антонием.

 

Церковь святых Космы и Дамиана аг. Снов

На старинном сновском кладбище находится православная церковь святых бессребренников Космы и  Дамиана. История строительства храма в  Снове ведёт свой исторический отсчёт с 1769  года. В тот год Ян Криштоф Рдултовский заложил на месте нынешней церкви часовню во имя святых Петра и Павла.

 

Костёл Святого Иоанна Крестителя в Снове (конец ХVIII в.)

Построен по приказу владельца местности Яна Криштофа Рдутловского. Во время Великой Отечественной войны храм был повреждён и находился в полуразрушенном состоянии до начала 1990-х годов. В ходе работ по восстановлению максимально сохранён барочный стиль костёла. Главным украшением интерьера служит алтарь в стиле барокко, а также гробница рода Рдултовских, представители которого основали костёл и поддерживали его долгое время.

 

Костёл Святого Иосифа в г.п.Городея

Перестроен из конюшни в начале XX  века, в 1944 году сгорел, после войны приспособлен под кафе. В  1990-х  годах храм возвращён верующим и восстановлен. Башня пристроена в то же время.

 

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы д. Великая Липа (ХVIII в.)

Храм возведён в 1873 году. Был открыт для прихожан до 1960-х годов. По благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, была освящена и установлена памятная доска в честь архиепископа Афанасия (Мартоса), который был крещён в этом храме.

 

Церковь Воздвижения Креста Господня д. Большая Лысица (начало ХХ в.)

Храм является памятником архитектуры, в охранной грамоте в качестве года постройки указан 1918 год. В 2015 году Преосвященным Антонием, епископом Слуцким и Солигорским, был совершён чин обновления храма, приуроченный к замене престола и окончанию восстановительных работ.

 

Свято-Благовещенская церковь д. Куноса (конец XIX в.)

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Храм построен в 1887 году, восстановлен в 1996 году. Церковь является памятником архитектуры с чертами ретроспективно-русского стиля. Относится к типу крестовокупольных храмов.

 

Свято-Троицкая церковь аг. Солтановщина (начало ХIХ в.)

Церковь построена в 1826 году, в  1962 году была снята с регистрации и закрыта, открыта во второй половине 1980-х годов. С 2002 года на прихрамовой территории организуются православные лагеря для детей. Храм является памятником архитектуры.

 

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы аг. Лань (XIX в.)

Храм построен на краю деревни в 1844 году. С 1962 по 1990 годы был закрыт, в нём были прекращены богослужения. В 1990 году после освящения храма богослужения возобновились. После пожара в 1992 году незначительно перестроен. Напротив храма находится двухъярусная колокольня 1874 года постройки.

 

Церковь великомученика Георгия Победоносца аг. Островки (1844 г.)

 

Храм один из немногих не закрывавшихся в советское время. Построен в традициях народного зодчества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.