Часто в ответ на просьбу похвалить ребенка можно услышать раздраженное: «За что его хвалить, он же ничего не сделал!». Еще распространено поверье, что ребенка важно «не перехвалить», поэтому лучше лишний раз не обращать внимания на его достижения. Но психологи в один голос утверждают: растущему человеку нужны похвала и внимание родителей.

Почему ребенка нужно хвалить
Ругать детей — бесполезная затея. Они мало понимают из криков, в них укореняются комплексы, а страх мешает обучаться на только что полученном опыте. Принято считать, что раз взрослые ребенка не ругают, то и хвалить необязательно. Но получается, что они как бы говорят ему: «Ладно, ругать я тебя за это не буду, но и хвалить тут не за что, старайся больше».
Или еще хуже: начинают сравнивать с собой в прошлом или со сверстниками. «Неплохо, но Маша сделала эту работу аккуратнее», «Я в твоем возрасте уже была самой быстрой в классе!», «А вот Вася вчера окна в доме помыл». Из этого ребенок усваивает только то, что как бы он ни старался, мифический Вася всё равно будет лучше.
Правильная похвала посылает малышу несколько сообщений: вы замечаете его и его старания; вы любите его не за что-то, а просто за то, что он есть.

Что происходит с теми, кого не хвалят
Екатерина Сигитова в книге «Рецепт счастья» приводит статистику: первые признаки недовольства своим телом начинают проявляться у девочек уже в 4-5-летнем возрасте, а у мальчиков — к 10-11 годам. И дальше не становится лучше.
Если в детстве ребенка недохвалили, велика вероятность, что во взрослом возрасте у него будет низкая самооценка, разовьется нездоровый перфекционизм и он будет всюду искать одобрения. Ведь в детстве родители хвалили его только за хорошие оценки, а значит нужно убедиться, что всё точно сделано правильно. У такого взрослого будут проблемы с принятием себя и оценкой своих достижений: кто-то всегда будет лучше.

Как лучше его хвалить
Если коротко: хвалите за усилия, а не за результат, делайте это искренне, ищите хорошее даже там, где ваши ожидания не оправдались, и сравнивайте ребенка только с ним самим в прошлом.

Хвалите за усилия
Человек самое умное существо на Земле, потому что он всегда учится и развивается. Когда ребенка хвалят за усилия, он получает толчок к развитию. Помните, что мы контролируем свои усилия, но на их итог можем повлиять не всегда. К тому же, результата может долго не быть вовсе, но это не делает старания бесполезными.
Двойка по математике — не причина для крика, а причина для обучения. Если вы разберете с ребенком процесс подготовки, поможете понять, что он может сделать лучше в следующий раз, и похвалите за попытку, пусть и неудачную, он лучше подготовится к следующей контрольной, чем если вы просто отругаете его за плохую отметку.
Хвалите не за оценку, а за старания. Не за первое/второе/десятое место, а за усилия, которые потрачены на тренировки. Вместо «Ты у меня такой умный!», скажите «Ты хорошо подготовился, молодец!». Тогда в случае провала ребенок подумает не «Какой же я глупый!», а «Я просто недостаточно хорошо подготовился».

Хвалите искренне
Не разбрасывайтесь словами для галочки, найдите за что похвалить и сделайте это искренне. Если вы устали и у вас нет сил на эмоции, лучше так и скажите: «Извини, я устала (устал), но я правда тобой горжусь».

Сравнивайте только с ним прошлым
Когда вы сравниваете ребенка со сверстниками или собой в детстве, всё, что он слышит, — ты недостаточно хорош, чтобы я тебя любила, лучше бы соседский Ваня был моим сыном. Лучше сравнивайте ребенка с ним прошлым, оценивайте его прогресс, показывайте, как его усилия делают его лучше.

Ищите хорошее во всём
Вы же любите ребенка не за то, что он хороший, а за то, что он есть. Покажите ему это. Что-то можно отметить в любом неудачном поступке или работе, даже если это будет только намерение.

Подготовила
Софья ЛЮБАНЕЦ.