Воскресенье, 14 Август 2022

45 просмотров
Актуально, Навстречу референдуму, Новости, Президент

Время перемен

27 декабря 2021 года, с учетом поступавших в течение прошедшего года замечаний и предложений граждан и юридических лиц, был опубликован проект изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь для общественного обсуждения с последующим вынесением на республиканский референдум. Своими размышлениями о вносимых изменениях в Основной закон страны и предстоящем референдуме мы попросили поделиться с читателями «НН» депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Ивана МАМАЙКО:

— Кратко остановлюсь на основных видах предлагаемых изменений. Во-первых, преамбула дополнена положениями о сохранении национальной самобытности и суверенитета, культурных и духовных традиций, социально справедливого общества. Данные положения являются ответом на негативные тенденции глобализации современного мира: девальвацию традиционных ценностей, в том числе семьи, брака, отношений мужчины и женщины, национальных культур и духовно-исторического наследия.
Во-вторых, конституционные изменения, касающиеся основ конституционного строя, а также прав и свобод граждан, в целом сохраняют свою актуальность, вместе с тем предлагается их осовременить с учетом произошедших экономических, политических и социальных изменений. Так, например, в проекте определяется, что административно-территориальное устройство государства определяется законом (в действующей Конституции указано деление на области и районы, исключение этого положения позволит в будущем, при необходимости, осуществить реформу местного управления и самоуправления без внесения изменений в Основной закон). Определена возможность предоставления государством права убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также прекращения гражданства в соответствии с законом (в настоящее время возможно лишение только приобретенного гражданства); предлагается включить положения, направленные на сохранение исторической правды и памяти о Великой Отечественной войне и массовом героизме народа, воспитание патриотизма; закрепляется принцип исключения военной агрессии с территории нашей страны в отношении других государств, одновременно исключается положение о стремлении к нейтралитету. Принципиальной позицией является сохранение социальной направленности государственной политики с учетом социально-экономических возможностей государства.
Важным нововведением, на мой взгляд, является повышение социальной ответственности каждого гражданина за себя лично, свое здоровье и свою семью, а также обязательный личный вклад в общее дело. Беларусь сохраняет себя как социальное государство, поскольку и экономика, и государство функционируют в интересах всех, а не в интересах избранных. И это совершенно очевидно является серьезным достоинством белорусской государственной системы. Мы будем и дальше сохранять этот принцип — общество, которое предоставляет всем своим гражданам равные шансы на успех в жизни. Каждому гарантируется защита его прав и свобод, решения государственных органов, их ущемляющие, могут быть обжалованы в суде. Но при этом еще раз хочу подчеркнуть, что вводится также и важный принцип социальной ответственности гражданина. У нас очень многие общественные механизмы выстроены на принципе солидарности. А это требует соответствующего ответственного поведения и от каждого гражданина по отдельности. Социальная ответственность — это, если хотите, обратная сторона медали социального государства.
С целью политической консолидации общества, для осуществления и удовлетворения политических, социальных, культурных и иных интересов, актуализировано право граждан на создание в соответствии с законом политических партий и других общественных объединений и участие в их деятельности. С вводом в эксплуатацию АЭС Беларусь вступила в клуб государств, использующих атомную энергию в мирных целях, поэтому на конституционном уровне закрепляется ответственность государства за развитие мирной атомной энергетики, а также обеспечение безопасности при производстве и использовании атомной энергии.
В-третьих, это изменения в Конституцию, касающиеся избирательного процесса: конституционно закрепляется статус Центральной избирательной комиссии и изменяется порядок ее формирования (избрание Председателя и членов ЦИК Всебелорусским народным собранием); установлен единый день голосования для выбора депутатов всех уровней; право выдвижения кандидатов в депутаты, наряду с гражданами и трудовыми коллективами, предоставлено политическим партиям, с одновременным предоставлением последним возможности финансирования избирательной кампании своих кандидатов. Одновременно вводится запрет на финансирование расходов выборов за счет иностранной помощи, а также в других случаях, предусмотренных законом.
В-четвертых, значительные изменения предлагаются в разделы IV — VIII Конституции. По сути дела, мы явно видим углубление принципа разделения властей, где Президент будет прежде всего отвечать за безопасность и соблюдение Конституции, а Совет Министров будет обладать всей полнотой власти для принятия экономических решений. Это позволит сократить дистанцию принятия решений и повысить эффективность функционирования экономики.
Принимая во внимание широкий объем полномочий, который передается Всебелорусскому народному собранию, изменяются полномочия других государственных органов и должностных лиц, в том числе Главы государства. Так, вводится ограничение по срокам полномочий Президента (не более двух); устанавливается верховенство законов; упрощается процедура импич-мента; ужесточаются требования к кандидатам на высшую государственную должность; Президент наделяется правом назначать помощников и уполномоченных по различным вопросам, требующим особого внимания со стороны государства; в случае образования вакансии должности Президента, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Председателю Совета Республики. Особым нововведением является закрепление статуса Президента, прекратившего исполнение своих полномочий (при его согласии он станет членом Совета Республики, а также делегатом ВНС).
Ключевое изменение — это закрепление статуса Всебелорусского Народного собрания как высшего представительного органа народовластия. ВНС наделяется целым рядом существенных полномочий: принимать основные стратегические и программные документы страны; предлагать внесение изменений в Конституцию; предлагать проведение республиканских референдумов; вносить предложения о проведении проверки конституционности законов; рассматривать вопрос о легитимности выборов; принимать решение о смещении Президента с должности и другими.
С учетом предлагаемых преобразований ожидаются изменения в деятельности Парламента.
Проектом уточняются полномочия Правительства.
Конституционные положения предусматривают ряд изменений в судебной системе.
В-пятых, с целью обеспечения преемственности, стабильной и бесперебойной деятельности государственных органов всех ветвей власти, приведение в соответствие законодательной базы, после принятия изменений и дополнений в Конституцию, разделом IX проекта изменений Конституции предусмотрены заключительные и переходные положения, в частности, предусматривающие осуществление государственными органами (должностными лицами) своей деятельности в объеме имевшихся полномочий в течение срока, на который они были образованы (избраны, назначены), либо до прекращения их полномочий в установленном порядке; вступление в силу ограничения Президентских сроков со дня вступления в должность вновь избранного Президента; проведение выборов Палаты представителей восьмого созыва, депутатов местных Советов депутатов двадцать девятого созыва в единый день голосования в последнее воскресенье февраля 2024 года.
Подводя итог, хочу обратиться к тем, кто хотел перемен, открывайте и читайте проект Конституции. Кто-то говорил, что необходимо ограничивать президентскую власть двумя сроками — в Основном законе это есть. Хотелось перераспределения функций, большего усиления независимости судебной власти и усиления роли политических партий — это также есть. Читайте, сравнивайте и вы увидите, что перед вами Конституция, которая открывает еще более широкое окно возможностей для тех, кто думает и мыслит национальными категориями, для тех, кто любит свою страну и хочет ее еще больше усовершенствовать. Изменения в проект Конституции направлены как раз на то, чтобы каждый гражданин страны, который может и хочет переформатировать политическую систему, принимать активнейшее участие в строительстве государства и нации, имел такую возможность.
Изучив новшества и дополнения в Конституцию, думаю, абсолютное большинство избирателей согласятся, что эти изменения будут способствовать формированию политической культуры общества. Ведь они транслируют важную идею: демократия, демократические преобразования в государстве должны находиться в определенных рамках. События прошлого года продемонстрировали, как часто демократическими свободами можно манипулировать в угоду антигосударственным интересам.
Мы с вами стремимся сохранить устойчивость развития нашей страны. Мы не хотим, чтобы, как в других советских республиках, которые когда-то были братскими народами, ненавидели друг друга, убивали, раздирали свою страну. Другого шанса построить наш национальный дом, уютный, спокойный, где каждый имеет возможность самореализации, но без чужих денег, без подлости, цивилизованным образом, у нас нет.
Призываю жителей своего избирательного округа внимательно изучить проект изменений и дополнений в Конституцию, высказать свои замечания, предложения и в феврале на референдуме проголосовать по совести.

Записала Софья ЛЮБАНЕЦ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

error: Content is protected !!