Воскресенье, 3 Июль 2022

87 просмотров
Важное, Навстречу референдуму, Новости

Время перемен

В августе 2020 года, в рамках диалога, было опубликовано мое обращение к избирателям «Двигаться вперед, не разрушая созданное», где на основе анализа происходящих на тот момент в стране событий, исторического отечественного и мирового опыта, был сделан вывод, о том, что движение вперед в белорусском обществе должно быть только эволюционным, без разрушительных потрясений: “что касается изменений, то на мой взгляд, необходимо начинать с Конституции. На референдуме необходимо внести изменения в основной закон страны, мирно перераспределить полномочия между ветвями власти, внести иные необходимые изменения в законодательство – а все это спокойно и мирно можно сделать только при действующей сильной, устойчивой власти” В дальнейшем, в ноябре 2020 года в статье «Время выбрало нас», обсуждение этой темы, в том числе о целесообразности усиления роли политических партий, было продолжено: “считаю, что строительство полноценной структуры гражданского общества должно стать приоритетной задачей всего общества. И начинать эту работу надо с создания самодостаточных политических институтов общества — политических партий”.

По прошествии времени, анализ событий 2020 года действительно показывает, что по сути (если абстрагироваться от частностей), в нашем обществе произошло противопоставление двух стратегических направлений развития – эволюционного и революционного. Власть, проведя мероприятия, направленные на сохранение в стране Конституционного строя, недопущения под видом протестного движения насилия и беззакония на улицах, предложила эволюционный путь, без кардинальной ломки существующих реалий жизни людей, без снижения их уровня жизни, угроз безопасности для жизни, здоровья и собственности, риска потери части территорий, как мы видим у некоторых постсоветских и бывших социалистических государств. И, без сомнения, это верный путь, свидетельство тому – недавние события в Казахстане.

Власть демонстрирует свою готовность изменяться, готовность к дальнейшей политической мобилизации и – в позитивном плане – к переменам во всей стране. При этом необходимо отметить, что вопрос об усовершенствовании политической системы для улучшения конституционного процесса был проговорен задолго до всех тех драматических событий, которые происходили в Беларуси в 2020 году. Например, в декабре 2019 года на телеканале СТВ в программе «В обстановке мира» проходили теледебаты, с участием депутатов Палаты представителей и Совета Республики Национального Собрания о необходимости внесения изменений в действующую Конституцию страны. Теперь эта инициатива реализована – и появилась фундаментальная возможность для всех, кто хочет

видеть страну независимой и суверенной, с национальной, исторической, культурной традицией, проголосовать за эти изменения.

Прежде чем мы остановимся на сути предлагаемых изменений и дополнений в Конституцию, давайте совершим небольшой исторический и политический экскурс. За всю историю белорусской национальной государственности, если не останавливаться на далеком средневековом опыте 16 века – Статуте Великого Княжества Литовского, у нас в стране действовало пять конституций. Октябрьская революция 1917 года привела к появлению белорусской государственности, вместо Северо-Западного края возникли БНР, ССРБ, Лит-Бел, БССР, впоследствии вошедшая в состав СССР. В начале девяностых годов прошлого столетия была провозглашена Республика Беларусь.

Первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссия (ССРБ) была принята на I Всебелорусском съезде Советов 3 февраля 1919 года. Она юридически закрепила создание национального белорусского государства и основные принципы его устройства, основанные на социальной справедливости и народовластии. Первую ее часть составляла Декларация прав рабочего и эксплуатируемого народа.

В 1922 году БССР становится одним из четырех учредителей Союза Советских Социалистических Республик. Новый Основной Закон БССР был принят 11 апреля 1927 года VIII Всебелорусским съездом Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Издан он уже был на белорусском языке.

5 декабря 1936 г. в СССР принята новая общесоюзная Конституция. 19 февраля 1937 года, созванный XII Чрезвычайный съезд Советов принял уже третью по счету Конституцию БССР. В Конституции провозглашалось, что вся власть в БССР принадлежит трудовому народу.

14 апреля 1978 года была принята очередная четвертая Конституция БССР. 27 июля 1990 года была принята Декларация Верховного Совета «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики». Декларация провозгласила «полный государственный суверенитет Республики Беларусь…». 25 августа 1991 года Декларации о государственном суверенитете специальным законом был придан статус конституционного закона, на основании которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию 1978 года.

Пятая в истории белорусская Конституция была принята Верховным Советом 15 марта 1994 года. В структуре органов государственной власти страны был учрежден институт Президента. В данную Конституцию, по итогам республиканских референдумов, трижды вносились изменения и дополнения.

Референдум – это важнейший институт непосредственной демократии, Он представляет собой всенародное голосование в целях выявления общественного мнения для принятия окончательного решения по какому –

либо важному вопросу государственной или общественной жизни. Особо важное значение имеет проведение республиканского референдума. Это высшая форма проявления народовластия, воли народа. В современной Беларуси прошло три таких референдума, по внесению изменений и дополнений в действующую Конституцию 1994 года: 14 мая 1995 г. (придание русскому языку равного статуса с белорусским, установление новых Государственного герба и Государственного флага, экономическая интеграция с Российской Федерацией, возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом); 24 ноября 1996 г. (укрепление президентской формы правления, образование двухпалатного Парламента, отказ от права свободной, без ограничений, покупки и продажи земли, отказ отмены смертной казни, перенос празднования Дня Независимости на 3 июля – день освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков в Великой Отечественной войне); 17 октября 2004 г. (исключение нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента Республики Беларусь не более двух сроков).

Нам необходимо осознавать, что, во-первых, Конституция – это Основной закон и особенный документ, который не носит инструктивного характера. В нем нельзя найти ответы на отдельные вопросы частной жизни или даже целые сферы, он создает правовые основы для изменения государственного устройства или его совершенствования для дальнейшего развития правовой базы. По сути, это общественный договор граждан с государством, государства с гражданами. Основной закон содержит гарантии и идеологические нормы, которые говорят о гражданском согласии. Их исполнение и соблюдение — та самая социальная ответственность, которую мы заложили в государство: если оно берет на себя обязанности, то вправе требовать от граждан встречного исполнения; во-вторых, Конституция – это не некая незыблемая догма, в нее можно и нужно вносить изменения и дополнения, которые отвечают внутренним политическим, социальным и экономическим процессам, отражают потребности общества, соответствуют требованиям времени (например, в Конституцию США внесено 27 поправок); в-третьих, в мире нет некоего универсального эталона Конституции, применимого в качестве образца, как нет никакой однообразной, единой модели демократии. Чтобы решить вопрос в Париже, необходимо идти в президентский дворец. И он будет решен, несмотря на сопротивление парламента. Чтобы решить тот же вопрос в Великобритании, надо идти в парламент, а не к королеве или премьер-министру. Чтобы решить вопрос в США – надо идти и в Белый дом, и в Конгресс. И это нормально – у всех разные модели. Поэтому в Беларуси никогда не будет американской Конституции, как не будет французской или британской, а будет белорусская. До 1991 года у нас были формы государственности, но их постоянно приходилось с кем-то делить. Мы молоды как независимое государство, но мы уже не дети и должны своим разумом, используя, если это необходимо мировой опыт, развивать дальше нашу страну цивилизованным путем эволюции. Мы, суверенная белорусская нация, впервые стали суверенными на своей земле и получили уникальную возможность строить свое будущее сами.

Со времени принятия действующей Конституции прошло более четверти века. Ситуация в стране и мире претерпела изменения, появились новые вызовы и угрозы. Сегодня время говорит нам, что назрела необходимость для дальнейшего эволюционного развития Конституции, как фундамента суверенного государства. По сути та Конституция 1994 года, по которой мы до сих пор жили, — это кризисная Конституция. Нужно вспомнить 1994 -1995 годы, зарплаты, эквивалентные 10-20 долларам США. Стоит напомнить, как выглядели тогда, в 1994 году Несвиж и Столбцы, другие районы и области нашей страны, вспомнить, что такое гиперинфляция, какой был уровень преступности, контроль за каждым рынком бандитских группировок, что такое отсутствие нормальной жилищной политики, постоянные очереди в магазинах, нехватка товаров, лекарств и все остальное. На фоне всего этого единственной эффективной формой социальной мобилизации была та Конституция, по которой мы сейчас живем, сосредоточение властных полномочий у Президента. Поэтому 25 лет, при сильной Президентской власти, мы строили страну, концентрировали ее развитие на ключевых, базовых моментах. Мы построили другое государство. За это время выросли новые поколения, более свободные, которые не знают, что такое товарный дефицит и жизнь в нищете, которые смотрят по-иному на систему распределения властных полномочий в стране. Это важно и хорошо. Меняется социальная структура страны, необходимы политические изменения. Поэтому внесение изменений в Конституцию — это объективный следующий этап развития. Но проект измененной Конституции – должен носить характер преемственности. Никаких законодательных потрясений не может быть. Потому что закон априори не терпит суеты. Это правило, которое существует веками, и оно себя зарекомендовало. А Конституция как Основной закон — это базис всего. Естественно, что он тоже должен быть стабильным, основательным и развиваться поступательно. Конституция – это стратегия консенсуса большинства, которую мы должны исполнять. Поэтому крайне важно очень аккуратно подойти к этому проекту, чтобы потом, через 20–30 лет, только совершенствовать эти нормы. Мы выстраиваем стратегию будущего и для нас всех самое главное – это наша страна. Все, что мы принимаем, – это не для того, чтобы понравиться какому-то доброму или не очень доброму дяде за границей. Это наше будущее. Как наше слово отзовется в Конституции, так мы и будем выстраивать страну.

27 декабря 2021 года, с учетом поступавших в течение прошедшего года замечаний и предложений граждан и юридических лиц, был опубликован проект изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь для общественного обсуждения с последующим вынесением на республиканский референдум.

Какие же значимые изменения предлагаются в Конституции Республики Беларусь?

Всего из 147 статей действующей редакции Конституции изменению подверглась преамбула (4 позиции) и более 70 статей, исключены 2 статьи. Текст Конституции дополнен 11 новыми статьями, в том числе 1 новой главой (о Всебелорусском народном собрании). С учетом предлагаемых поправок текст обновленной Конституции будет состоять из преамбулы и 155 статей, сведенных в 8 (фактически 9, с учетом главы 3 со значком 1) глав и 9 разделов.

Кратко остановимся на основных видах предлагаемых изменений:

  1. Преамбула дополнена положениями о сохранении национальной самобытности и суверенитета, культурных и духовных традиций, социально справедливого общества. Данные положения являются ответом на негативные тенденции глобализации современного мира: девальвацию традиционных ценностей, в том числе семьи, брака, отношений мужчины и женщины, национальных культур и духовно-исторического наследия. Укрепление государственности, рост благосостояния граждан могут быть реализованы только при сохранении фундаментальных ценностей.
  2. Конституционные изменения, касающиеся основ конституционного строя, а также прав и свобод граждан (разделы I и II Конституции), в целом сохраняют свою актуальность, вместе с тем предлагается их осовременить с учетом произошедших экономических, политических и социальных изменений:

— закрепляется положение о том, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на территории Республики Беларусь;

— определяется, что административно — территориальное устройство государства определяется законом (в действующей Конституции указано деление на области и районы, исключение этого положения позволит в будущем, при необходимости осуществить реформу местного управления и самоуправления без внесения изменений в Основной закон);

— определена возможность предоставления государством права убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также прекращение гражданства в соответствии с законом (в настоящее время возможно лишение только приобретенного гражданства);

— предлагается включить положения, направленные на сохранение исторической правды и памяти о Великой Отечественной войне и массовом героизме народа, воспитание патриотизма;

— закрепляется принцип исключения военной агрессии с территории нашей страны в отношении других государств, одновременно исключается положение о стремлении к нейтралитету (в условиях возрастающего геополитического противостояния, международные партнерские отношения нашей страны в таких образованиях как Союзное государство, Евразийский экономический союз, система

коллективной безопасности в рамках ОДКБ, являются важнейшими факторами сохранения суверенитета Республики Беларусь и её перспективного развития, в связи с чем очевидно, что достижение нашей страной нейтрального политического статуса в ближайшей перспективе нереально);

— принципиальной позицией является сохранение социальной направленности государственной политики с учетом социально-экономических возможностей государства (трудовые и экономические гарантии, защита права собственности, доступность образования, содействие каждому гражданину в приобретении жилья остались неизменными, однако особое внимание в проекте уделено воспитанию традиционных семейных ценностей, поддержке семей с детьми, детей – сирот, пожилых людей и инвалидов);

— важным нововведением является повышение социальной ответственности каждого гражданина за себя лично, своё здоровье и свою семью, а также обязательный личный вклад в общее дело (Беларусь сохраняет себя как социальное государство, поскольку и экономика, и государство функционируют в интересах всех, а не в интересах избранных. И это совершенно очевидно является серьезным достоинством белорусской государственной системы. Мы будем и дальше сохранять этот принцип — общество, которое предоставляет всем своим гражданам равные шансы на успех в жизни. Каждому гарантируется защита его прав и свобод, решение государственных органов, их ущемляющие, могут быть обжалованы в суд. Но при этом еще раз хочу подчеркнуть, что вводится также и важный принцип социальной ответственности гражданина. У нас очень многие общественные механизмы выстроены на принципе солидарности. А это требует соответствующего ответственного поведения и от каждого гражданина по отдельности. Социальная ответственность — это, если хотите, обратная сторона медали социального государства);

— с учетом произошедшего научно-технического прогресса, цифровизации общества, государство дополнительно возлагает на себя обязательства по созданию условий для защиты персональных данных и обеспечению безопасности личности и общества при их использовании, содействию внедрению инноваций на благо общих интересов;

— с целью политической консолидации общества, для осуществления и удовлетворения политических, социальных, культурных и иных интересов, актуализировано право граждан на создание в соответствии с законом политических партий и других общественных объединений и участие в их деятельности;

— с вводом в эксплуатацию АЭС Беларусь вступила в клуб государств, использующих атомную энергию в мирных целях, поэтому на конституционном уровне закрепляется ответственность государства за развитие мирной атомной энергетики, а также обеспечение безопасности при производстве и использовании атомной энергии.

  1. Изменения в Конституцию, касающиеся избирательного процесса (раздел III Конституции):

— конституционно закрепляется статус Центральной избирательной комиссии и изменяется порядок ее формирования (избрание Председателя и членов ЦИК Всебелорусским народным собранием);

— установлен единый день голосования для выбора депутатов всех уровней (последнее воскресенье февраля);

— право выдвижения кандидатов в депутаты, наряду с гражданами и трудовыми коллективами, предоставлено политическим партиям, с одновременным предоставлением последним возможности финансирования избирательной кампании своих кандидатов. Одновременно вводится запрет на финансирования расходов выборов за счет иностранной помощи, а также в других случаях, предусмотренных законом.

  1. Значительные изменения предлагаются в разделы IV – VIII Конституции. По сути дела, мы явно видим углубление принципа разделения властей, где Президент будет прежде всего отвечать за безопасность и соблюдение Конституции, а Совет Министров будет обладать всей полнотой власти для принятия экономических решений. Это позволит сократить дистанцию принятия решений и повысить эффективность функционирования экономики:

— принимая во внимание широкий объем полномочий, который передается Всебелорусскому народному собранию (далее по тексту ВНС), изменяются полномочия других государственных органов (Парламента, Правительства) и должностных лиц, в том числе Главы государства. Так, вводится ограничение по срокам полномочий Президента (не более двух); устанавливается верховенство законов – упразднение права издания имеющих высшую силу перед законами декретов Президента и придание указам Президента подзаконного характера; упрощение процедуры импичмента (вводится новое основание – систематическое либо грубое нарушение Конституции, а также предоставление права инициировать эту процедуру перед ВНС не только Палатой представителей (не менее одной трети от полного состава), но и гражданами (не менее 150 тысяч); ужесточаются требования к кандидатам на высшую государственную должность (повышается возраст – не моложе 40 лет, увеличивается период постоянного проживания в стране перед выборами с 10 до 20 лет, устанавливается запрет на иностранное гражданство или иностранный вид на жительство); Президент наделяется правом назначать помощников и уполномоченных по различным вопросам, требующим особого внимания со стороны государства; в случае образования вакансии должности Президента, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Председателю Совета Республики. Особым нововведением является закрепление статуса Президента, прекратившего исполнение своих полномочий (при его согласии он станет членом Совета Республики, а также делегатом ВНС. Во избежание неверных толкований, особо хотелось бы подчеркнуть, что Президент, прекративший исполнение своих полномочий, не может быть привлечен к ответственности только за те действия, которые совершались им исключительно в связи с осуществлением президентских полномочий;

— ключевое изменение – это закрепление статуса Всебелорусского Народного собрания как высшего представительного органа народовластия. ВНС, как дискуссионная общественная площадка высшего уровня, с предельной численностью 1200 делегатов, позволит нам детально обсуждать взаимоотношения между различными социальными слоями и социальными группами, вырабатывая тем самым очень важный баланс в обществе, баланс интересов различных социальных групп, фактически создавая в определенной степени политическую гармонию и сплочение белорусской политической нации в целом. Особый статус ВНС обеспечивается участием в его деятельности представителей всех ветвей власти, органов местного самоуправления, а также гражданского общества. Собрание, сформированное на демократических началах (что должно быть отражено в соответствующем законодательном акте о ВНС), должно стать основной стабилизирующей силой в отношениях между ветвями власти и, соответственно, обладать достаточным функционалом для предотвращения различного рода политических кризисов. ВНС наделяется существенными полномочиями: принимать основные стратегические и программные документы страны; предлагать внесение изменений в Конституцию; предлагать проведение республиканских референдумов; вносить предложения о проведении проверки конституционности законов; рассматривать вопрос о легитимности выборов; принимать решение о смещении Президента с должности; вводить чрезвычайное или военное положение; рассматривать вопрос о направлении военнослужащих и других за пределы Республики Беларусь для обеспечения коллективной безопасности. К полномочиям ВНС также отнесено избрание Конституционного и Верховного Судов, Центральной избирательной комиссии. ВНС будет сформирован после вступления в силу специального закона о ВНС (предполагается его принятие в течение года);

— с учетом предлагаемых преобразований ожидаются изменения в деятельности Парламента: для парламентариев устанавливается пятилетний срок полномочий и предусмотрена одна продолжительная сессия; депутаты получат новые контрольные полномочия (заслушивать Генпрокурора, председателей КГК и Правления Национального банка); назначение на должность ключевых руководителей государственных органов будет осуществляться Президентом по предварительному согласованию с палатами Парламента (Палата представителей будет давать предварительное согласие на назначение Главой государства

Премьер-министра, а Совет Республики – на назначение Генпрокурора, председателей Комитета государственного контроля и Правления Национального банка);

— проектом уточняются полномочия Правительства: законопроекты, влекущие сокращение госсредств, увеличение расходов, вносятся в Парламент только при наличии соответствующего заключения Совета Министров, в котором будет даваться оценка предполагаемым бюджетным затратам; правительство также получит право вносить Президенту предложения об отмене решений местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;

— конституционные положения предусматривают следующие изменения в судебной системе: изменение порядка формирования Конституционного и Верховных судов (их избрание ВНС); закрепление статуса Верховного суда; существенное повышение статуса Конституционного суда, который помимо имеющихся полномочий будет: давать заключения о толковании Конституции; давать заключения о конституционности проектов законов; проверять конституционность выносимых на республиканский референдум вопросов; оценивать конституционность проведения выборов Президента и Парламента; давать заключения о нарушении Президентом Конституции; рассматривать жалобы граждан на нарушение их конституционных прав и свобод, если исчерпаны все другие средства судебной защиты; по запросам судов до принятия ими решений проверять конституционность нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами конкретных дел. Все это в совокупности позволит обеспечить верховенство Конституции и ее прямое действие;

— определенные изменения предусмотрены в отношении системы местного управления и самоуправления: как и для парламентариев, для депутатов на местах устанавливается пятилетний срок полномочий; как уже отмечалось выше из Конституции исключаются положения, предусматривающие указание на виды административно-территориальных единиц; усиливается статус Совета Республики как органа территориального представительства, содействующего и принимающего меры по развитию местного самоуправления.

  1. С целью обеспечения преемственности, стабильной и бесперебойной деятельности государственных органов всех ветвей власти, приведение в соответствие законодательной базы, после принятия изменений и дополнений в Конституцию, разделом IX проекта изменений Конституции предусмотрены заключительные и переходные положения, в частности предусматривающие:

— осуществление государственными органами (должностными лицами) своей деятельности в объеме имевшихся полномочий в течение срока,

на который они были образованы (избраны, назначены), либо до прекращения их полномочий в установленном порядке;

— вступление в силу ограничения Президентских сроков со дня вступления в должность вновь избранного Президента;

— проведение выборов Палаты представителей восьмого созыва, депутатов местных Советов депутатов двадцать девятого созыва в единый день голосования в последнее воскресенье февраля 2024 года.

Подводя итог, хочу обратиться к тем, кто хотел перемен, открывайте и читайте проект Конституции. Кто-то говорил, что необходимо ограничивать президентскую власть двумя сроками — в Основном законе это есть. Хотелось перераспределения функций, большего усиления независимости судебной власти и усиления роли политических партий — это также есть. Читайте, сравнивайте – и вы увидите, что перед вами Конституция, которая открывает еще более широкое окно возможностей для тех, кто думает и мыслит национальными категориями, для тех, кто любит свою страну и хочет ее еще больше усовершенствовать. Изменения в проект Конституции направлены как раз на то, чтобы каждый гражданин страны, который может и хочет переформатировать политическую систему, принимать активнейшее участие в строительстве государства и нации, имел такую возможность.

Изучив новшества и дополнения в Конституцию, думаю, абсолютное большинство избирателей согласятся, что эти изменения будут способствовать формированию политической культуры общества. Ведь они транслируют важную идею: демократия, демократические преобразования в государстве должны находиться в определенных рамках. События прошлого года продемонстрировали, как часто демократическими свободами можно манипулировать в угоду антигосударственных интересов.

Мы с вами стремимся сохранить устойчивость развития нашей страны. Мы не хотим, чтобы, как в других советских республиках, которые когда-то были братскими народами, ненавидели один одного, убивали, раздирали свою страну. Другого шанса построить наш национальный дом, уютный, спокойный, где каждый имеет возможность самореализации, но без чужих денег, без подлости, цивилизованным образом, у нас нет.

Призываю жителей своего избирательного округа внимательно изучить проект изменений и дополнений в Конституцию, высказать свои замечания, предложения и в феврале на референдуме проголосовать, по совести.

Иван МАМАЙКО, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

error: Content is protected !!