Районная газета продолжает знакомить вас, уважаемые читатели, с учреждениями образования района.Сегодня в центре нашего внимания — государственное учреждение образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Несвижского района». О том, чем занимается сегодня учреждение специального образования — наше интервью с его директором Елизаветой ЛОБАЗИНОЙ.

— Елизавета Ивановна, центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации функционирует в Несвиже с 2006 года. Однако уверена, что далеко не все несвижане знают о том, какие функции возложены на него, над решением каких задач работает коллектив учреждения.
— В центре оказывается комплексная специализиро- ванная помощь детям с особенностями психофизического развития. Основной целью нашей деятельности является повышение качества жизни таких детей через реализацию их права на получение образования или коррекционно-педагогической помощи в соответствии с их познавательными возможностями и состоянием здоровья.
Сегодня в центре обучается и воспитывается 25 детей. Функционируют два класса и одна дошкольная группа. Педагогический состав центра обеспечивает результативность коррекционно-развивающего процесса. Все 16 педагогов имеют высшее образование, 8 из них — высшую квалификационную категорию.
Центр работает над созданием комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи лицам с особенностями психофизического развития, осуществляет образовательную деятельность, в том числе и раннюю комплексную помощь детям в возрасте до трех лет. Кроме того в наши функции входит коррекционно-педагогическая, диагностическая, социальная, методическая, консультативная и информационно-аналитическая деятельность, оказание психологической помощи.
— Одной из основных функций центра является диагностическая деятельность и оказание ранней комплексной помощи. Как осуществляется эта работа?
— Для проведения психолого-медико-педагогического обследования создана комиссия, включающая 5 человек (учителей-дефектологов, педагогов-психологов). У нас обустроен отдельный диагностический кабинет, имеющий весь необходимый инструментарий для проведения обследования и оснащенный системой видео- и аудионаблюдения.
Как я уже сказала ранее, в центре оказывается ранняя комплексная помощь детям с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет. Она включает выявление, обследование, коррекцию физических и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития с психолого-педагогическим сопровождением в семье или ЦКРОиР.
У нас функционирует специально оборудованный кабинет ранней комплексной помощи, в котором работают специалисты — учитель-дефектолог, педагог-психолог, медицинский работник.
В кабинете создана адаптивная образовательная среда в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами применительно к детям в возрасте до трех лет, которая обеспечивает им разнообразный сенсорный опыт, активность в движении, игре, предметно-практической деятельности.


— Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации оказывают социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь. Расскажите об этом направлении деятельности.
— Да, эта работа направлена на предупреждение и разрешение психологических проблем, связанных с рождением в семье ребенка с особенностями психофизического развития (ОПФР), преодоление последствий кризисной для семьи ситуации, повышение психологической культуры и степени информированности законных представителей о возможностях специального образования и коррекционно-педагогической помощи.
В центре оборудован кабинет социально-бытовой реабилитации, в котором для учащихся с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями развития созданы условия для социальной адаптации, улучшения качества их жизни, формирования необходимых способностей, умений и навыков, обеспечивающих максимально возможную независимость и самостоятельность в жизни.
— Елизавета Ивановна, с января 2021 года центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации расположен в одном здании (ранее помещения располагались в яслях-саду № 7 и в СШ № 4 — прим. редакции). Как это повлияло на деятельность учреждения?
— Да, действительно, это оказало существенное влияние на процесс оказания помощи детям с ОПФР всего района. Всё то, о чем я рассказывала выше, стало возможным организовать с учетом комплексного подхода. Теперь есть возможность при посещении занятий учителя-дефектолога, получить помощь педагога-психолога, педагога социального, музыкального руководителя, посетить кабинет ЛФК. Слаженная работа всех специалистов центра помогает не только улучшить качество оказываемой помощи, но и увеличить охват ею детей. Переход учреждения в одно здание позволил оптимизировать наполняемость классов, которая ранее была превышена. Открытие дополнительного класса улучшило качество образовательного и коррекционного процессов. Педагоги центра теперь имеют возможность более детально проявлять индивидуальный подход в образовательных и воспитательных мероприятиях. У детей появилась возможность ярче проявлять свой потенциал. В связи с расширением центра улучшились условия для социализации учащихся во время нахождения в нем. Дети учатся преодолевать страх передвижения на более дальние расстояния, совершенствуют навыки межличностного общения между классами, педагогами. Появилась возможность вести профориентационную работу путем внутренних экскурсий на пищеблок, в прачечную, кабинет делопроизводителя, медицинский кабинет, библиотеку.
Повысилось качество оказания ранней комплексной помощи для детей района. Были оборудованы отдельные кабинеты, о которых я рассказывала: диагностический, ранней комплексной помощи, методический, кабинет службы психолого-педагогического сопровождения, сенсорная комната, административный блок. Появилась отдельная мастерская и актовый зал, в котором обустроен уголок безопасности. Увеличилась дворовая территория, что дало возможность продумать и осуществить переоборудование площадок, веранд, ранее принадлежащих детскому саду. На территории оборудована площадка безопасности, работающая круглый год.
Обустроен фитоогород, в котором есть грядки с овощами, лекарственными растениями. Для удобства осуществления трудовой деятельности грядки приподняты от земли на необходимую высоту. Всё это позволяет улучшить качество мероприятий, направленных на оздоровление учащихся ЦКРОиР.
Мы благодарны за поддержку районному исполнительному комитету, управлению по образованию, спорту и туризму, главному управлению по образованию Минского облисполкома. За счет выделенных бюджетных средств в дошкольной группе произведен капитальный ремонт на сумму 60 000 рублей с заменой оконных блоков, полов, системы отопления, ремонтом стен и потолков, санитарного узла и комнаты раздачи пищи. Группа оборудована с учетом всех требований для физически ослабленных лиц.
Также приобретена сенсорная доска, разнообразные игры и пособия, диагностический инструментарий, спортивное, сенсорное оборудование, детская мебель на сумму более 25 000 белорусских рублей.
Благодаря поддержке районного исполнительного комитета у наших детей появилось современное оборудование для сенсорной комнаты, которое соответствует всем требованиям безопасности, санитарным нормам. Это и звуковые панели, световые проекторы, воздушно-пузырьковая колонна, множество тактильных приспособлений, уголок уединения, столики для песочной терапии, тактильный бассейн с подсветкой. Новая сенсорная комната поможет детям с тяжелыми нарушениями в развитии восстанавливать свое эмоциональное состояние, расслабляться, преодолевать тревожность, страх, снимать двигательное напряжение.
На данный момент в сенсорной комнате запланирован ремонт, произведены необходимые расчеты, замеры. Надеемся, что правильно подобранная цветовая гамма, освещение, усовершенствованная расстановка имеющегося оборудования, современное напольное покрытие помогут настроить на нужный эмоциональный фон.
На протяжении всего учебного года организован подвоз детей-инвалидов со всего района на специально оборудованном транспорте. Для удобства осуществления подвоза функционируют два маршрута движения в разных направлениях.
— Елизавета Ивановна, какие еще приоритетные направления в работе центра можно выделить?
— Учреждение образования осуществляет методическую деятельность с целью совершенствования педагогической компетентности и повышения профессионального уровня педагогических работников, работающих с лицами с особенностями психофизического развития. В помощь педагогам района оборудован отдельный методический кабинет, в котором собраны методические материалы, специализированная литература, оформлена выставка «Инклюзивный проспект» для родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра. Также обустроена библиотека, в которой более 1000 экземпляров учебников и пособий для детей всего района, обучающихся по специальным программам.
Уделяется пристальное внимание и дополнительному образования ребят. 13 учащихся посещают объединение по интересам «Мир чудес», руководителем которого является педагог дополнительного образования Ирина Таратута. Для проведения занятий обустроена отдельная мастерская с выставками дет-ских работ, необходимым оборудованием и материалом.
В прошлом году у нас появился уголок безопасности и дорожного движения, который был создан педагогами центра.
Оборудована сенсорная комната, оснащенная всем необходимым для стимуляции систем восприятия: тактильной, слуховой, зрительной, вкусовой и вестибулярной. В качестве стимуляторов на органы чувств используют звуки, свет и цвет, массажные поверхности.
Одна из важнейших задач — трудовое воспитание. Ведь труд способствует всестороннему развитию детей. Выполняя трудовые обязанности, преодолевая определенные трудности, ребенок с ОПФР становится более подвижным и ловким, более выносливым и терпеливым, наблюдательным, учится быстро и точно выполнять порученное дело. Поэтому с начала текущего учебного года у нас реализуется проект по трудовому воспитанию. Для детей на территории центра оборудована теплица. Они учатся высаживать овощи и зелень, поливать их. На специальных грядках разводят лекарственные растения, ухаживают за цветами и кустарниками.
Также мы являемся участниками инновационный проекта «Внедрение модели формирования языковой культуры детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа в условиях государственного двуязычия».
С воспитанниками центра проводятся акции по включению в совместную со сверстниками деятельность. Традиционными стали такие совместные физкультурно-оздоровительные мероприятия, как «Веселые старты», «Праздник на воде», конкурс по развитию двигательной активности «Усе разам» в классе ЦКРОиР для детей с ТМНР. Ежегодно организовывается выставка художественного творчества детей-инвалидов «Поверь в себя». Ребята с особенностями психофизического развития принимают участие как в районных, так и в областных мероприятиях. Так, в декабре 2021 года на областном инклюзивном фестивале творчества «Зажги свою звезду» учащаяся специального класса Мария Штапенко получила диплом в номинации «Прикладное художественное творчество».
Проводится значительная работа по формированию толерантного отношения в обществе к лицам с особенностями психофизического развития: это и сотрудничество с волонтерами, которое осуществляется через посещение разновозрастной группы центра для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития членами благотворительных общественных организаций, и проведение благотворительных акций и мероприятий, таких, как «Наши дети», «Новогоднее чудо» и многих других.
Воспитанники центра часто выезжают на мероприятия, экскурсии. Например, мы посетили мастер-класс по росписи пряников в кафе «Теремок», поиграли в боулинг в кафе «Бумеранг», побывали на экскурсии в Несвижском парке.
— Спасибо за беседу. Мы желаем коллективу центра, а также всем детям, посещающим учреждение, и их родителям крепкого здоровья, мира и добра!
Беседовала
Светлана ШАТРУН.