Почти каждый день Министерство внутренних дел сообщает о новых случаях мошенничества. Это развод через торговую площадку, звонок от «сотрудника банка» или «оперативника». Читая такие публикации, большинство уверено, что с ними и их близкими такого уж точно не случилось бы. Но если появляются новые истории, значит, это рано или поздно может коснуться каждого. Корреспондент «Минской правды» пообщалась с потерпевшими от рук мошенников, которые согласились рассказать о неприятном эпизоде своей жизни.

Эта история произошла в Борисове. Случилась она с Дмитрием (имя изменено).

— Отец живет один, — уточняет дочка Дмитрия. — И хоть ему уже 83 года, он у нас очень самостоятельный — справляется с домашними делами сам. Правда, я стараюсь к нему заезжать. Если не каждый день, то через день точно. Продукты покупаю, навожу порядок.

В один из дней Дмитрию позвонили на городской телефон. На том конце провода собеседник представился правоохранителем.

— Ваша дочь попала в аварию, сломаны два ребра, рассечена губа… С этого момента у меня все было как в тумане, — вспоминает этот неприятный разговор Дмитрий. — Дальше слышу в трубке: «Я следователь, буду вести это дело. Могу вам помочь. Но это должно быть в тайне, ведь мне придется нарушить закон».

Дмитрий говорит, что взял себя в руки стал узнавать подробности происшествия.

— Спросил, как она могла попасть в аварию? Знаю, что хорошо водит. Оказалось, что дочь якобы переходила дорогу на красный и ее сбила машина. А водитель хотел объехать пешехода, врезался во что-то и находится в очень тяжелом состоянии, — уточнил мужчина.

Дмитрий рассказал, что пребывал в шоковом состоянии. Растерялся, не знал, что делать — в такую ситуацию попал впервые.

— Слышу в трубке женский голос: «Папочка, спасай меня, сделай все, что говорит следователь. Не дай мне попасть в тюрьму». Дочка у меня одна. Сердце защемило. Мне будто по голове ударили, ничего не соображал, — делится Дмитрий. — Больше она ничего не сказала. Уже мужской голос объяснил, что ее отправили зашивать губу. Голос, конечно же, был не похож на дочкин. Но, думаю, губа же повреждена…

Дмитрий вспоминает, что «капитан» предложил ему помощь за 50 тысяч белорусских рублей. Таких денег у пенсионера не было:

— А он и спрашивает, а сколько есть? У меня было где-то 23 тысячи. Так «капитан» и говорит: «Ладно, этих денег хватит».

Дальше «капитан» стал просить номер мобильного телефона. Дмитрий наизусть его не помнил, стал искать, где-то дочка записывала.

— Прошло точно минут 20. Я долго искал. А он все ждал меня на городском телефоне, трубку не клал. А потом я ему говорю, может у дочки спросили бы, она точно знает. На том конце провода мне объяснили, что дочку уже увезли в больницу, — продолжает рассказ Дмитрий.

В итоге мужчина продиктовал номер своего мобильного телефона. Мошенники сразу же позвонили и сказали быть всегда на связи:

— Продиктовали мне счет в банке, на который нужно было положить деньги. Помню имя и фамилию — Стелла Столярова. Дальше объяснили, где находится нужный банк, и все это время были на связи.

Мужчину контролировали вплоть до самого входа в кабинку оператора банка. При этом отвлекали его разговорами о том, что нужно взять в больницу к дочери. Видимо, чтобы тот не заподозрил неладное.

— Вышел из банка, в голове крутились мысли про вещи для пострадавшей (простынь, ложка, кружка и другое). Не понимал, куда их нужно занести. Подумал, наверное, уже можно набрать дочери на мобильный и все уточнить. Набираю, спрашиваю… А она как стала ругаться… Я пока пришел в себя… Уже потом понял, что меня жестоко обманули. В голове была одна мысль — слава Богу, что с дочкой все хорошо…

— Вот если бы я позвонила отцу в этот промежуток времени, когда он шел в банк… — сожалеет дочь Дмитрия. — Мошенникам повезло, попали в точку. И что дочка есть, и что живет один… Хотя отец мог и засомневаться, ведь я очень мало хожу пешком. Все больше за рулем. Но в той ситуации он, видимо, сильно растерялся. Хотя я ему чуть ли не каждый день рассказываю о мошенниках, которые обманывают стариков. Да и телефон у него кнопочный, без интернета. Предупреждаю, чтобы не открывал двери незнакомым людям, никаких личных данных не сообщал по телефону. Банковская карточка его у меня. Никаких счетов в банке нет. А тут вот как получилось…

…Узнав о произошедшем, дочка отпросилась с работы и поехала к отцу. Они сразу же обратились в милицию. Сотрудники правоохранительных органов сработали оперативно — большую часть суммы Дмитрия удалось «спасти».

— В максимально короткие сроки мы связались с представителями банка, — рассказывает подробности раскрытия преступления начальник отдела уголовного розыска Борисовского РУВД подполковник милиции Денис Амбразевич. — Нам предоставили сведения, на какой счет поступили денежные средства. Принадлежал он гражданке Российской Федерации, которая за неделю до преступления приехала в Беларусь. В последующем она перевела эти средства своей же знакомой-соучастнице. Последняя успела снять 5 тысяч белорусских рублей в отделении банка в Минске. Благодаря тесному сотрудничеству с этим банком ее счет удалось заблокировать, поэтому большую часть денег пострадавшего (а это 18 тысяч белорусских рублей) удалось сохранить. В течение суток обе злоумышленницы были задержаны — возбуждено уголовное дело. Одна из них уже собиралась уезжать в Россию, была задержана в поезде на территории города Орши и доставлена в Борисовское РУВД. Потерпевшему будет возвращена оставшаяся сумма. Также в рамках гражданского иска он имеет право истребовать потраченную злоумышленниками часть денег.

Подполковник милиции призывает граждан быть более бдительными в связи с тем, что активизировались мошенники, которые «разводят» доверчивых граждан по телефону. Речь идет о людях пенсионного возраста. Им звонят и сообщают, что близкий родственник попал в ДТП — и ему срочно требуются деньги. Такая схема не новая, но с развитием IT-технологий у нее появились специфические нюансы, о которых должны знать доверчивые граждане.