Меню
Курс $  3.27 | €  3.53 | ₽100  3.52 |
Погода 14 °C

Когда не до правосудия: как из простого инженера сделали «убийцу из Бучи»

Нясвіжскія навіны 2 года назад 0 0

Нам кажется, что обезопасить себя в интернете достаточно просто: не давать о себе лишней информации в соцсетях, стараться размещать минимум фото, ставить только лайки и ничего не комментировать. Однако даже такая скромная активность порой приводит к тому, что жизнь человека превращается в настоящий ад. Например, Сергея Колоцея, который работает на Мозырском НПЗ инженером по технадзору, в один прекрасный день на Украине назвали подозреваемым и обвинили в убийствах в Буче просто на основании одного скриншота из видео.



— Сергей, с чего все началось? Как вы узнали, что видео с вашими персональными данными попало в СМИ?

— Мне друзья скинули скриншот, что один блогер указал на меня как российского военного на видео в окружении военных на экспресс-почте. Это было спустя месяц после того, как я 2 апреля из Мозыря отправил посылку через курьерский сервис доставки.

Всему этому я сначала не придал никакого значения. Ведь полный бред, глупость! У меня российского паспорта нет, и я даже в армии не служил из-за травмы. Да мало ли что блогеры придумают!

А потом началось… Мне прислали ссылку на информацию украинских СМИ, затем увидел сообщение генерального «прокурора» Украины Ирины Венедиктовой о том, что установлена личность первого подозреваемого, там было размещено мое фото. Она заявила, что на меня завели уголовное дело и собираются объявлять в международный розыск.

— О вас уже можно прочесть на украинском сайте «Миротворец».  Жуткие вещи пишут: якобы вами практиковались такие виды издевательств над потерпевшими, как, например, принуждение нюхать мертвого человека…

— Да, там сказано, что я командир подразделения нацгвардии России. Будто бы убил 18 марта четырех безоружных мужчин в Буче. Пытал мирных жителей, бил прикладом. Они взяли мой портрет из соцсетей, где приведены мои параметры как спортсмена по рукопашному бою, и сравнили со скриншотом моего же лица из почтового отделения СДЭКа. Они утверждают, что сходство составляет 61%. Но это же бред! Я еще раз заявляю, что я не являюсь российским военным и не имею никакого отношения к военным действиям на Украине.

— А вы никогда в соцсетях не пользовались развлекательным приложением, которое позволяет загружать свое фото? Американцы же не просто так разработали и совершенствуют систему распознавания лиц. СБУ собирают все личные данные и через Big Data, через искусственные интеллекты складывают целые образы людей, чтобы потом влиять на аудиторию и вести информационные войны.

— Я вообще редко в соцсетях появлялся. Инстаграм и тот завел пару месяцев назад. Неизвестные взломали мою страничку в «ВКонтакте» — и посыпались сообщения. Не удаляю ее лишь потому, что она еще может понадобиться для публикации опровержения. В адрес моей семьи стали поступать многочисленные угрозы по телефону, в вайбере и соцсетях. Ладно бы только украинцы мне писали — они в стрессе сейчас и не разбираются в информационном потоке. Но писали и белорусы, в том числе живущие за границей. Теперь с опаской хожу по улице, потому что не известно, чего можно ждать. Страшно за сына. Просыпаюсь ночью, а у жены подушка мокрая от слез. Она была вынуждена удалить свой аккаунт в «ВК» — такой шквал негативных сообщений ей приходил. Постоянно пишут гадости всем моим родственникам, которых находят в соцсетях. В том числе обращаются украинские журналисты, хотят взять комментарии. Но я не уверен, что они потом будут правильно трактовать мои слова. Сначала безосновательно обвинили, а теперь хотят, чтобы я оправдывался перед ними! Один представитель СМИ даже написал с Филиппин.

Приятно, что друзья и многие знакомые (а в Мозыре все друг друга знают) не отвернулись. Постоянно спрашивают, чем помочь, предлагают временно пожить у них, воспользоваться их автомобилем, пока эта пена не уляжется. Коллеги на работе поддержали.

— Как вы считаете, почему генеральный прокурор Украины руками и ногами вцепился в эту непроверенную информацию?

— Я даже представить себе не могу. Венедиктова кивает на блогера, который помог им в проводимом расследовании, а Дмитро Реплянчук кивает на Офис генпрокурора: дескать, обвиняют меня они. И получается замкнутый круг! Мы хотели, чтобы прокуратура дала опровержение, пытались связаться с представителями ведомства. Но на почту прокуратуры Украины как обычные пользователи не смогли ничего отослать. Нас блокирует, и все! Звонили по указанным на сайте номерам телефонам — тоже что-то непонятное происходит. Может быть, телефонные номера Офиса генпрокурора указаны неактуальные.

В итоге обратились с заявлением в белорусскую прокуратуру. Меня уже вызывали, и я дал объяснения. Сказали, что опросят свидетелей. Я не знаю, как осуществляется процедура проверки, но, видимо, будут делать официальные запросы, уточнять все моменты, соберут информацию относительно меня, посмотрят по чекам оплаты, на видеозаписях… Смогут убедиться, что я действительно из страны не выезжал. И дальше, если будут основания, по итогам Следственный комитет может возбудить уголовное дело. Это все не так быстро.

Мы уже связывались с представителями охраны магазинов, бассейна, кафе и кинотеатра в Мозыре, чтобы нам предоставили записи с видеокамер с 18 по 31 марта, на которых видно, как я вхожу. По платежной карте и квитанциям мы посмотрели и восстановили цепь событий: где я был каждый день и в каких торговых точках, аптеках рассчитывался, в каких банкоматах снимал деньги. На предприятии, где я работаю, существует пропускная система. А я каждый день ходил на работу и из города никуда не уезжал. Отпуск в это время тоже не брал.

— Вы можете порассуждать, зачем вообще понадобилась эта история с вашим участием? Не знаю, согласитесь вы со мной или нет, но выглядит все как очередная провокация, как попытка хоть как-то притянуть нашу страну к конфликту. Показать, что Беларусь косвенно в нем тоже задействована…

— Возможно и так, утверждать не берусь. У украинской стороны даже якобы есть свидетели (лжесвидетели, как я их называю!) моего «преступления», которое я априори совершить не мог. Конечно, после случившегося со мной по поводу всей этой истории с Бучей возникают большие сомнения, что было именно так, как они рассказывают. Понятно, что военные действия там ведутся, но мне даже углубляться в это не хочется. Просто пожелаю, чтобы все быстрее завершилось. А что там происходит на самом деле, могут знать только те, кто непосредственно находится на месте. Лично для себя я понял, что СМИ могут совершенно по-разному самую простую ситуацию преподнести. Например, меня, человека, никогда не служившего в армии, более двух лет не выезжавшего за границу, ежедневно ходящего на работу и занимающегося повседневными делами, публично обвиняют во всех грехах на основании показаний непонятно каких свидетелей и одного видео с почты.

— В данной ситуации вы, безусловно, жертва. Но, кто виноват, как думаете: недобросовестные журналисты, сотрудники почты, которые слили ваши персональные данные, или украинские политики, затевающие грязные игры?

— Видео того, как человек отправляет посылку, всегда было в открытом доступе. Любой желающий мог проследить за этим в режиме онлайн. А дальше, скорее всего, работники почты предоставили личную информацию обо мне: имя, фамилию, отчество и прочее, иначе такого бы со мной не произошло. И уже по этим данным меня нашли в соцсетях и устроили травлю.

— СДЭК — российская компания. Как же эти сведения утекли к украинцам, есть ли у вас предположения? Информацию слил сотрудник белорусского отделения почты, который не поддерживает спецоперацию, либо он продал ее из корыстных побуждений украинским спецслужбам?

— Не знаю. Я продавал старый помятый багажник личного автомобиля, объявление висело на bamper.by не один месяц, еще задолго до украинских событий, что можно легко проверить. Купил его у меня россиянин из Ульяновска, его личный номер телефона также слили. Ему стали названивать назойливые журналисты с расспросами, и он теперь вынужден скрываться.

Недоброжелатели решили, что якобы это мой родственник и я ему украденную в Буче запчасть пересылал. Причем вес почтового отправления странный указали — 90 кг почему-то… Не знаю, чем они думали, ведь на видео я его поднимаю, переношу. Багажник от силы 18-20 килограммов весит, я его одной рукой переворачивал.

По заявлению Минобороны РФ, российские подразделения покинули Бучу 30 марта. По сообщению мэра, под контроль украинских сил город перешел 31 марта.

Объявление Сергея о продаже багажника висело на сайте bamper.by c 19 марта, то есть задолго до событий в Буче.

— Может, это был багажник от бронетранспортера? Ну что вы в самом деле так мелочились, не могли уже новую стиральную машинку из Бучи себе привезти? Ладно, я шучу!

— Самое смешное, что один из свидетелей в Буче якобы опознал меня, как он выразился, по моим «маленьким женским ручкам». (В этот момент Сергей показал мне оба своих крепких кулака. — Авт.). А я всю жизнь занимался единоборствами… Глупо утверждать, что я российский военный, не предоставляя ни одного доказательства кроме единичного фото с почты, где я в гражданской одежде. Причем видно, что хожу туда-сюда, смотрю в телефон, пишу и не прячусь.

Leave a Reply

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

error: Копирование защищено!!!