Вторник, 9 Август 2022

96 просмотров
Актуально, Новости, Торговля и недвижимость

Осторожно — дорогой товар!

Наверное, трудно найти человека, который хоть раз в жизни не побывал на презентации «эксклюзивных» вещей или хотя бы не получал приглашений на них. Сами по себе такие презентации с целью продажи определенных товаров не являются чем-то противозаконным — у их организаторов, как правило, есть все разрешающие документы, свидетельство о регистрации фирмы и т.д. Но нужно помнить, что восторженные рассказы об уникальной бытовой технике и кухонной посуде, эксклюзивной косметике или технологичном и удобном постельном белье, которое может стать отличным подарком для близких, могут быть просто работой продавцов: их задача — продать товар. На презентациях нередко настолько превозносят качества товара, что начинает казаться, что он обладает какими-то уникальными свойствами. Но на самом деле это не всегда так.
Как обстоят дела с проведением подобных презентаций в нашем городе и есть ли жалобы потребителей на товары, купленные у приезжих продавцов, мы поинтересовались у представителей местной власти.

Как пояснила нам начальник отдела экономики райисполкома Екатерина Песоцкая, которая также занимается защитой прав потребителей, в нашем районе в последние годы жалоб подобного плана, к счастью, не зафиксировано, но бдительности покупателям терять не нужно, особенно если эти покупатели — люди пожилого возраста, которые легко могут стать заложниками неприятных ситуаций, когда нужно отдать полпенсии за ненужную покупку.
Чтобы ситуация с презентациями и дальше оставалась спокойной, Екатерина Станиславовна дала читателям «НН» несколько советов о том, как вести себя на таких мероприятиях, какие вопросы задавать и с какими документами стоит ознакомиться, чтобы не стать жертвой недобросовестных продавцов.
— Когда человеку звонят по телефону и приглашают на презентацию — это реклама, и он имеет полное право отказаться от нее, не объясняя причин, — отметила специалист. — Согласие потребителя на распространение рекламы по телефону должно быть получено, однако звонящие об этом часто забывают. В этой ситуации потребитель должен не бояться отвечать, что он не хочет это слушать. Рекомендую также обязательно проговаривать, что в последующем человек не хочет получать такие звонки и приглашения на презентации. Эта просьба действует не на всех, лучше убеждает цитата из КоАП о том, что за такие звонки предусмотрена ответственность по части 1 статьи 12.15, в которой расписаны правила распространения рекламы.
Если потребителя заинтересовал товар, который будут продавать на презентации, ему еще по телефону стоит поинтересоваться, как называется организация-продавец, предлагающая его. Если название не говорят, это уже звоночек о том, что продавец может повести себя недобросовестно и не предоставит обязательную информацию. Тогда лучше отказаться от участия в таком мероприятии.
Если продавец всё же сообщил название организации, нужно подробно расспросить его о товаре, выяснить, почему он продается на презентации, кто его производитель и сколько этот товар стоит. Если звонящий не отвечает на эти вопросы, рекомендую отказаться от посещения.
В случае, когда информацию о товаре по телефону все-таки удалось получить, прежде чем идти на презентацию, нужно поискать информацию о нем в интернете. Пожилым людям лучше посоветоваться с детьми и внуками, которые владеют интернетом. Нужно понимать, что даже если вы согласились по телефону прийти туда, куда вас записали, это всё равно вас еще ни к чему не обязывает.
Часто, зазывая на презентацию, продавцы рассказывают о подарках. Это тоже реклама. И, по закону «О рекламе», она должна быть достоверной: если по телефону пообещали подарок на презентации, человек обязательно должен его получить. Но я рекомендую сразу уточнять по телефону, какой подарок это будет и на каких условиях он будет предоставляться: его вручат всем или только тем, кто заключит договор на покупку, — отметила Екатерина Станиславовна.
Что касается товара, то в первую очередь она посоветовала выяснить, кто проводит презентацию и кто его продает. При этом ко всем рассказам презентующих стоит относиться критически. Людям очень нравится слушать что-то хорошее и проникаться эксклюзивностью и уникальностью, но всё же лучше отключиться от этих эмоций и тем более не чувствовать себя обязанными что-то купить. Потребителям нужно насторожиться тогда, когда продавец не хочет говорить или не полностью отвечает на вопросы о товаре. Чтобы получить более объективную информацию, нужно попросить рассмотреть этикетку, документы и обязательно изучить то, что написано мелким шрифтом. Если там нет всей информации, лучше отказаться от покупки. Документы на товар должны быть на русском или белорусском языке. Если они только на иностранном языке, потребитель должен понимать, что нарушается его право: информация, доведенная на иностранном языке, по законодательству считается не доведенной до потребителя.
Также Екатерина Станиславовна отметила, что люди часто не хотят показаться невежливыми и не задают вопросы продавцу.
— Не нужно стесняться. Нужно попросить сертификат на товар, инструкцию, обратить внимание на упаковку, осмотреть сам товар. На бытовую технику обязательно попросить гарантийный талон. Самый главный принцип нахождения на презентации — быть внимательным к мелочам, — пояснила она.
При приобретении парфюмерно-косметических товаров покупателю должна быть предоставлена возможность ознакомиться, например, с запахом духов или крема с использованием тестеров. Кроме того, при получении такого товара в фирменной целлофановой обертке или другой упаковке покупатель имеет право проверить ее содержимое. То есть ее должны вскрыть, достать товар и показать, что все нормально, что это именно тот товар, который предлагают купить.
Если человек все же решил купить вещь на презентации, в идеале он должен прочесть весь договор. В первую очередь в разделе «Предмет договора» нужно проверить, про тот ли товар идет речь, совпадает ли он по характеристикам с тем, о котором рассказывали на презентации. Также нужно внимательно прочесть обязанности потребителя, которые прописаны в договоре: что он должен делать, по какому графику платить и какова общая стоимость товара по договору. Обратите внимание на ответственность потребителя: например, иногда указывается, что если он не вовремя совершит платеж, то ему могут начислить огромные проценты.
Во время чтения договора нужно уточнить местонахождение продавца там, где указываются реквизиты сторон. Допустим, презентация проходит у нас в Несвиже, а продавец находится в совсем другом городе. Нужно соотнести это со своими возможностями: сможете ли вы туда поехать, если товар нужно будет сдать или поменять.
Кроме того, покупатель может взять договор домой и почитать его там. Если продавец настойчиво требует подписывать его прямо на презентации, лучше вообще отказаться от покупки. Если договор всё же удалось забрать домой для ознакомления, стоит обсудить его с близкими или знакомыми и только потом принимать решение о покупке.
Обратите внимание на то, что если человек купил качественный товар, но понял, что он ему не нужен, в течение 14 дней он имеет право его вернуть. За исключением тех вещей, которые обмену и возврату не подлежат. А если потребителя обманули на презентации в отношении характеристик товара, и он это обнаружил, это может стать основанием для расторжения договора, но тогда отстаивать свои права нужно будет в суде.
— Поэтому самое главное на презентациях, — подытожила свой рассказ Екатерина Песоцкая, — тщательно изучать всю информацию о товаре и критически относиться к тому, что говорят продавцы. Нужно помнить, что всегда легче сразу всё проверить, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, чем потом выбираться из нее.
Также она порекомендовала быть очень внимательными при приобретении товаров в интернет-магазинах. Лучше воздержаться от покупок посредством интернет-сайтов, на которых отсутствует полная информация о реализуемых товарах и (или) о продавцах. Нужно помнить также о том, что юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещена реализация товара через социальные сети. Но размещать в них свою рекламу они могут. Физическое лицо может быть продавцом товара в социальных сетях, но если ваша покупка не удалась, то отстоять свои права вы сможете только в суде.
Поэтому — будьте бдительны и удачных всем покупок!
Софья ЛЮБАНЕЦ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

error: Content is protected !!