На страницах нашей газеты мы не раз рассказывали о той работе, которая проводится в учреждениях образования района по развитию исследовательских навыков учащихся. Начинается она еще в дошкольных учреждениях.
В прошедшем учебном году детский сад № 3 г. Несвижа стал участником апробации пилотного проекта «Лаборатория открытий», реализуемого совместно с Парком высоких технологий.
Основная цель проекта заключается в развитии у детей старшего дошкольного возраста интереса к познавательно-исследовательской деятельности посредством экспериментирования.
Программа занятий в рамках проекта разработана отделом образовательной деятельности Парка высоких технологий. Ее актуальность и практическая значимость заключается в том, чтобы развивать у детей умения проводить эксперименты (опыты), выдвигать гипотезы, строить предположения, выделять общие свойства предметов и явлений, устанавливать и понимать связи и зависимости между ними.
Этот проект дает возможность детям уже в дошкольном возрасте познакомиться с такими естественными науками, как физика, химия.
Объединение по интересам «Лаборатория открытий» на протяжении года посещали воспитанники старших групп. Занятия с детьми проводились два раза в неделю по 25 минут.
Как рассказала заведующий детским садом № 3 г. Несвижа Инна Скриба, практическая деятельность на занятиях была направлена на исследование различных предметов, материалов, явлений. У воспитанников развивалось умение взаимодействовать, работать в команде, совместно анализировать происходящее и делать обобщающие выводы, что является важной составляющей развития личности ребенка.
дошкольное образование
— На занятиях дети под руководством педагогов проводили такие опыты, как «Башня плотности», «Подводная лодка», «Фильтр для воды», «Солнечные часы», «Перископ» и многие другие. Опыты вызывали у детей интерес, неподдельный восторг и удивление, — делится Инна Анатольевна. — Ребята всегда очень ждали занятий «Лаборатории открытий», педагог для них как фокусник- ученый, который приносит новые идеи, новые задания. Они сразу спрашивали: «Что сегодня делать будем?», «Что принесли?», «А зачем это?», предполагали, чем будут заниматься.
Не менее значимым этот опыт оказался и для педагогов, которые реализовывали данный проект. Воспитатель дошкольного образования Елена Комлач отмечает, что было очень интересно работать по программе «Лаборатория открытий».
— У нас была уникальная возможность повысить свою компетентность, мы стремились сделать сложное простым для понимания маленького ученого, — рассказала Елена Станиславовна.
«Лаборатория открытий» — это удивительный проект, который помогает детям глубже познавать окружающий мир и обрести новые знания, развивает исследовательскую и творческую активность, интерес к естественным наукам.
Наталья
ИВАНОВА.