27 сентября — День воспитателя
Все мы когда-то были маленькими… ностальгическое и теплое чувство, правда? Беззаботность, беспечность, вера в чудеса и волшебство. Многочисленные вопросы, любопытство, безудержная энергия и желание изведать всего да побольше.
Первые серьезные шаги в наш огромный мир большинство детишек делает начиная именно с детского сада — места, где учат самому доброму, простому, но такому необходимому…
А вы помните свой детский сад? Свою первую воспитательницу? Свои первые утренники, запеканки по вторникам, куклу Машу и конструктор в игровом уголке? Свой шкафчик со значком звездочки или грибочка на дверце, а над ним стенд с рисунками для родителей, чтобы они, приходя вас забирать, смогли найти нужный и обязательно похвалить за старания?
Наверняка, помните. Возможно, не в деталях, а в целом — как доброе, чистое время детства, значительную роль в котором сыграл, конечно, воспитатель детсада. Человек чуткий и тактичный, терпеливый и мудрый. Он — проводник в мир детских фантазий, надежная опора в море эмоций и важный строитель будущего.
Замечательно, когда с малышами работают именно такие специалисты — не только профессионалы своего дела, но и люди, готовые жертвовать собой ради детей и их комфортного, правильного развития.
Героиня сегодняшнего материала как раз из таких. Познакомимся поближе.
Наталья Владимировна Ракович работает в Сновском детском саду уже 17 лет. Ее первые малыши уже стали взрослыми, осознанными людьми, а она как и прежде, воспитывая новых ребят, отдает им свой трепет, заботу и внимание.
— В выборе профессии большого вопроса не стояло, — вспоминает Наталья Владимировна. — Всё детство я играла в школу, детский сад, учила соседских ребят. Четко помню: у нас дома была деревянная секция, я там мелом рисовала — уроки проводила. Мама, правда, ругала частенько, но интерес было не перебить. Мне это очень нравилось, поэтому профессию я выбрала соответствующую. Закончила Барановичский государственный высший педагогический колледж в 2002 году по специальности «Педагогика и методика начального обучения». Затем пришла работать воспитателем группы продленного дня в свою родную школу — вторую Городейскую.
В Сновский детский сад героиня этой публикации устроилась в 2006-м —вышла замуж, поэтому сменила место жительства и, соответственно, место работы.
— О своем выборе я ни на минуту не пожалела, — делится воспитатель. — От детей всегда получаю заряд вот этой чистой, светлой, энергии непосредственности. Дети дарят свои любовь и тепло, поэтому всегда есть стимул приходить на работу и видеть эти маленькие пытливые лица.
Когда только пришла после школы в сад, на практике поняла, что легче работать с детками более старшего возраста, почти школьниками. И это естественно. Потому что они более самостоятельные, осознанные, во многих процессах понимают четкую последовательность действий. Если возникали вопросы, обращалась за помощью к старшим коллегам, интересовалась их опытом. Сейчас же, имея за плечами свой немалый багаж знаний и умений, мне интересно и важно работать с любыми — от самых малышей до пяти-, шестилеток. Но и на данном этапе советы коллег всё равно беру на заметку, в том числе и молодых специалистов. Ведь, так или иначе, время меняется, а с ним и дети, поэтому важно не отставать, быть, скажем, в тренде.
Работа воспитателя — кропотливая и требует детального подхода. Начиная от проработки плана занятий, заканчивая подготовкой наглядного материала — уходит много времени и сил. Но отдача детей — в тысячу раз оправдывает все старания.
— Детям интересна любая мелочь, картиночка, вещичка. Вот буквально на днях нашла завалявшуюся игрушку и только показала детям — тут же глаза загорелись, сразу увлеклись, — добавляет Наталья Владимировна. — Здесь, знаете, в чем преимущество? Никто из нас, взрослых, уже не вернется в детство. А я как воспитатель могу возразить: я каждый день обратно туда окунаюсь — бегаю, прыгаю, играю с детьми — создаю и получаю эту сказку. И тогда те проблемы, с которыми ты, скажем, шел на работу, сразу уходят на второй план. Ты просто забываешь о них, пока находишься в окружении своих дошколят.
И отсюда вытекают главные принципы воспитательства, которые Наталья Владимировна для себя вывела и активно использует в своей практике:
— Первое, что скажу, — плохих детей не бывает. Знаете, есть дети, которым необходима помощь. Нужно протянуть руку, найти подход, заинтересовать — раскрыть ребенка и найти то русло, в которое его необходимо направить. Когда проделаешь это, понимаешь, что так и работает — нет «не таких» детей.
Второе — быть на равных с ребенком. Быть ему партнером, другом, которому он раскроет все свои секреты. Как правило, дети очень открытые, светлые, они не скрывают чего-то, многое рассказывают. Иногда такое выдают! — смеется воспитатель.
— Ну и третье, ключевое, — воспитатель должен быть отзывчивым. С чутким сердцем и самое главное — любить детей. Потому что без любви к детям качественно работать в педагогике невозможно. Знаете, есть такое выражение, оно мне очень нравится: «Если дарить любовь, то можно найти ключик к каждому сердцу любого ребенка».
Отдавать всю себя своим воспитанникам — в приоритете у Натальи Владимировны. Это понятно из разговора: то, с каким энтузиазмом она рассказывает о своей деятельности, с какой мудростью подходит к решению профессиональных задач, — говорит о многом. Но, как и в любой работе с людьми, случаются моменты, когда чувствуешь опустошение и нехватку сил.
— Тогда я просто откладываю дела и посвящаю себе немного времени, — делится Наталья Владимировна. — Посмотрю фильм, даже самый легкий, непринужденный — просто, чтобы перезарядиться. Люблю вязать. Это для меня своеобразная медитация, меня успокаивает, умиротворяет. Кстати, вяжу и игрушки в том числе, которые потом использую на занятиях или просто приношу деткам для игры.
Важный аспект в воспитании детей — работа с их родителями. И на этот счет у Натальи Владимировны есть свои убеждения:
— Конечно, плотное взаимодействие с родителями — залог избежания различного рода недопониманий и конфликтов. Чтобы сотрудничество было успешным, нужно так выстроить отношения, чтобы стать с ними союзниками, товарищами. Ведь мы делаем одно общее, большое дело — растим детей, растим людей. Без качественного тандема здесь не обойтись. Поэтому тут тоже свои подходы: найти правильные слова, объяснить, иногда порассуждать вместе, рассказать об опыте (особенно, если родители молодые), направить.
За всем этим небольшим рассказом стоит Человек — воспитатель Сновского детского сада Наталья Владимировна Ракович. Профессионал своего дела, специалист, который по праву достоин безграничного уважения и искренней благодарности за преданность и любовь к своему труду, к детям, к будущим людям — ценнейшему ресурсу любого общества.
Дарья ПИВОВАРСКАЯ.