Меню
Курс $  3.07 | €  3.53 | ₽100  3.8 |
Погода 8 °C

Татьяна Нестеркова: «Этот процесс несет умиротворение»

Нясвіжскія навіны 1 год назад 0 14

Пост опубликован: 20.11.2023

16 ноября во всем мире отмечается день рукоделия. Традиционно к рукоделию относят плетение из разных материалов, вязание, вышивание. Но ведь к нему относится и создание фигурок, предметов декора — всё, что можно сделать своими руками.

Одним из самых древних искусств, связанных с созданием предметов, является керамика. И сегодня наша героиня — методист гончарной мастерской Несвижского историко-краеведческого музея Татьяна Нестеркова — специалист, владеющий навыками лепки из глины, глазурирования и обжига керамических изделий. Этим уникальным, творческим делом, которое требует не только умения работать с глиной, но и способности воплощать свои идеи, Татьяна занимается уже более 10 лет и по сей день увлеченно рассказывает обо всех тонкостях своего ремесла.(без названия)



Говоря о пути в профессию, керамистка начала свой рассказ с Мирского государственного художественного ПТУ № 234 строительно-реставрационных работ, который во время ее обучения там преобразовался в Мирский государственный художественный профессионально-технический колледж. В нем моя собеседница многому научилась, познакомилась с будущей профессией. Казалось бы — вот оно, то самое «начало», но во время нашего разговора Татьяна Алексеевна вспоминает:

— Всё же путь в профессию начался гораздо раньше. Лет в 7 или 8 я впервые попробовала лепить из глины. Этим делом заинтересовалась мама и принесла домой кусочек глины, поделилась со мной. И я вылепила себе игрушки. Мы их не обжигали, но они дожили до сегодняшнего дня. На удивление. Ведь глина в принципе после высыхания без последующей термической обработки довольно хрупкая. И даже сегодня, если мы лепим изделие с мелкими деталями, то они легко могут отбиться. А те игрушки как только не хранились, но остались целыми. Хотелось бы понять, как я их сделала такими прочными. Но это уже кануло в историю. А тогда, чуть порадовавшись, я вскоре нашла себе новое увлечение и о керамике на долгие годы забыла.

Придя работать в гончарную мастерскую, моя собеседница стала заниматься в первую очередь ручной лепкой и лепкой при помощи гипсовых форм. Она создает очаровательные сувениры ручной работы из кусочков глины и плакетки или сложные изделия из пластов податливого материала.

— Мне нравится создавать керамические изделия. Раньше я переживала, что они могут быть неодинаковые, а потом поняла, что в этом и прелесть — человек же не станок, чтобы всё делать единообразно. Особенно мне нравится перед Новым годом лепить игрушки, представлять, как они будут дарить праздничное настроение людям. К сожалению, я — как «сапожник без сапог»: для себя изделий просто не остается. Единственное, если что-то сломалось, его можно подклеить и оставить на память в мастерской. Им и любуюсь.

Сейчас в гончарной мастерской трудятся три методиста. И у каждого свой стиль. Моя собеседница поделилась, что предметы, сделанные по одному образцу, на деле могут чуть отличаться в зависимости от подхода мастера.

Работа в мастерской начинается с самого утра. И даже в, казалось бы, свободные минуты умельцы находят, чем себя занять.

— Пока сушатся объемные работы, можно заняться плакетками. А в минуты, подготовки к выезду на выставки или другие масштабные мероприятия, я занимаю себя небольшими подготовительными работами — покрываю краской изделия или скручиваю нитки для будущих сувениров. В общем, всегда есть, чем заняться.

В специфику работы Татьяны входит и проведение мастер-классов для детей. Обычно занятие проводится для небольшой группы — не более 10 человек. Хочется помочь каждому, а когда ребят много, то это сложнее и глина может высохнуть быстрее, чем работа будет завершена, и потрескаться. Конечно, иногда это красиво, но зачастую дети хотят сделать именно так, как в образце.(без названия)

— В основном с детьми мы лепим животных — котов, лягушек, черепашек, — рассказывает Татьяна Нестеркова. — Если ребенок приходит не в первый раз, предлагаю попробовать что-то новое, посложнее. Корзиночки или что-нибудь другое. В качестве подарка для близких заказать мастер-класс могут и взрослые. Однажды были молодожены, которые устроили себе медовый месяц, путешествуя по Беларуси. К нам они пришли слепить сувениры на долгую совместную жизнь. Мы всегда рады подарить положительные эмоции людям, помочь им сотворить что-то красивое своими руками. Но чтобы попасть на мастер-класс, нужно заранее записаться, позвонив на рабочий номер в музей.

Действительно, когда мастерам нужно готовить большие заказы, не всегда есть возможность принять учеников. Кроме того, гончарная продукция пользуется спросом во время ярмарок и фестивалей, на которых выставляются работы умельцев. Так что методистам гончарной мастерской нужно и к таким событиям основательно готовиться, подстраивая под них все остальные дела.

— Мне нравится процесс лепки из глины, — отмечает моя собеседница. — Этот процесс успокаивает — смотришь, как скалка катается в твоих руках, как формируется изделие. Нравится, когда смотришь на готовую работу и ощущаешь тепло от того, что это сделал ты. Но в то же время, когда есть переживания, когда расстраиваешься или злишься, сложно наслаждаться процессом. И всё то, что в обычное время несет умиротворение, ощущается по-другому. Для меня керамика — это не только хобби, но и профессиональная деятельность, поэтому нельзя поставить процесс на паузу по первому желанию. Нужно создавать изделия, причем делать это качественно.

Сложно представить, но придя работать в Несвижский историко-краеведческий музей, Татьяна не думала, что это станет делом всей ее жизни. План был прост — отработать год после окончания колледжа и тогда решить, чем хочется заниматься дальше. И выбор был сделан. Так один год плавно перетек в десять, наполненных кропотливым трудом и любовью к своему делу.

Интерес к керамике побудил Татьяну поступить на заочное отделение в вуз, где моя собеседница делала дипломную работу по своей профессиональной специальности.

— В этом деле можно совмещать новые идеи и проверенные разработки. Я привыкла не прорисовывать эскизы, а создавать формы при помощи пластилина. Мне так проще и интереснее. Придумав, как работа будет выглядеть, я приступаю к работе с глиной. Ее неспроста называют живым материалом. Глина мягкая, податливая, но и своенравна. Особенно, когда дело касается гончарного круга. Ее нужно чувствовать и подстраиваться под определенные условия.

Самая большая сложность в этом творческом занятии для моей собеседницы — физическая. Увлекаясь процессом, ты не смотришь в какой позе сидишь и сколько часов. Зато твоя спина всегда будет это помнить. Поэтому, чтобы через несколько лет не случилось неприятного сюрприза, стоит уделять время разминке, перерывам на физические упражнения.

Для тех, кто хочет заняться творчеством, но не знает, с чего начать, Татьяна Алексеевна дала простой совет: «Если вам нравится создавать что-то своими руками, то делайте это».

— Не все мои знакомые, кто занимается керамикой долгое время, учился на это, — подчёркивает умелица. — Просто в какой-то момент они нашли в себе смелость и начали. Глина сегодня продается не только в специализированных магазинах. Единственное, что сначала лучше найти наставника, кто поможет, подскажет. Тем более, что материалы недешевые и их много. Но в любом случае, ставьте во главу угла свои желания и создавайте то, что вам нравится.

Leave a Reply

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

error: Копирование защищено!!!