Говорят, мелиорация — процесс бесконечный. Стоит человеку взять паузу, как природа мгновенно заберет свое… В новом выпуске YouTube-проекта «По факту: решения Первого» мы расскажем, почему белорусы в буквальном смысле — люди на болоте, что Президент Беларуси считает святой обязанностью государства и оправдала ли себя мелиорация в нашей стране?
Когда в Беларуси начали проводить мелиорацию
Сложно назвать дату, когда была первая попытка мелиорации на территории Беларуси. Есть данные, что еще во второй половине 18-го века на осушенных землях в Полесье строили усадьбы. В 1860-е годы в Горках технологии осушения болот начали изучать более детально. Спустя время здесь разместился Всесоюзный институт болотного хозяйства. Серьезная работа началась в 70-е годы прошлого века и продолжалась почти два десятка лет. По масштабу и значимости для Беларуси проект можно сравнить с программой электрификации СССР.
«Это самый лучший проект советского правительства за всю историю здесь, в Беларуси. И правильно сделали, что сюда пришли. Разговоры о том, что «якобы мы в советские времена напрасно влезли в природу Полесья, осушили и переосушили» равносильны необоснованному запугиванию людей последствиями чернобыльской трагедии. Авторы этой идеи — те, кому не нужны в центре Европы дешевые конкурентоспособные продукты, которые реально можно производить на восстановленных землях», — так в 2004 году во время посещения агрокомбината «Полесье» Пинского района Александр Лукашенко объяснил необходимость проведения мелиорации.

Решение главы государства — не бросать земли, которые можно восстановить. С учетом новых знаний, технологий, кадров получить то, что не получали в советские времена. В 2008 году появился Закон «О мелиорации земель». Государство стало выделять деньги. Начали изучать передовые зарубежные наработки, закупать спецтехнику.
«Это одно из направлений государственной программы, которую мы утвердили. Мы будем это финансировать. Это государственное дело. Мы возродим те предприятия, которые занимались и будут заниматься мелиорацией. Но там, где мы ее провели, то уже за эксплуатацию этих каналов, систем и участков полей спросим сполна с руководителей предприятий. По крайней мере, вы меня хорошо уже знаете, я не позволю, чтобы то, что при мне сделано, заросло бурьяном и деревьями. Это, кстати, на каналах у вас есть. Сейчас все выкорчевываем», — заявил о недопустимости бесхозяйственного отношения к мелиорированным землям Президент Беларуси в 2005 году на выездном республиканском семинаре в Дрогичине по вопросам реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы.

Как в Беларуси используют мелиорированные земли
Сегодня площадь мелиорированных земель составляет 37% от всех сельхозугодий. Это почти 3 млн га. Большая часть — в Брестской, Витебской, Гомельской и Минской областях. То есть более трети аграрной продукции, в том числе более половины кормов, необходимых для животноводства, производится на этих землях. Не смотрели б мы под ноги, не было б у нас столько ни мяса, ни молока.
«Решение о поддержании мелиоративного комплекса в исправном состоянии — это единственно верное решение для Беларуси. От этого зависит не только продовольственная безопасность, но и социальная сфера. Это влияет на наличие рабочих мест, дорог, связи. У нас часть растениеводческой продукции является базисом животноводства, которое позволяет наращивать экспорт продукции. Сохранение мелиоративного комплекса равнозначно экономическому развитию и социально благополучным условиям в значительных регионах страны», — рассказал директор Института мелиорации НПЦ НАН Беларуси по земледелию Александр Анженков.

«Это такая не очень распространенная работа. По-моему, в Климовичском районе работали… Это большой опыт. Мелиорацию я хорошо знаю. <…> Сельское хозяйство развивается, я рад, что им не хватает земель. Поэтому надо мелиорировать, учитывая старый опыт, подходить умно, с головой (не так, как это было раньше, когда осушали все подряд). Нам надо восстановить то, что было, и где-то прихватить у природы несколько тысяч гектаров земли, чтобы дальше развивать сельское хозяйство…Мелиорация — это был хороший опыт», — поделился глава государства воспоминаниями о работе в студотряде во время встречи с молодежным активом в октябре этого года.
Как развивается белорусский мелиоративный комплекс

«Мы приняли решение по восстановлению всех мелиоративных систем и проведению большого комплекса мелиоративных работ. Теперь опыт у нас есть, начиная от техники и до цены того или иного мероприятия», — отметил белорусский лидер во время встречи с губернатором Калининградской области Николаем Цукановым в 2014 году. «Вы можете воспользоваться этим опытом, если вам нужно. Мы можем помочь не только техникой, но и передать на практике опыт в мелиорации земель, потому что без мелиорации в Калининградской области никакого сельского хозяйства быть не может».

«Если говорить о научном сотрудничестве, то наш традиционный партнер — это Россия. Сотрудничество обусловлено наличием аналогичных почв, которые есть как в России, так и в Беларуси. Кроме того, часть российских ученых родом из Беларуси. Но мы не забываем и про остальные республики. Проходят личные встречи и конференции с Узбекистаном, Азербайджаном, Казахстаном. С этими республиками мы сотрудничаем по закрытому дренажу, полимерам, диагностике», — рассказал Александр Анженков.

«Работа, которую проводят наши мелиораторы, связана с улучшением земель. Нужно сделать так, чтобы земли были пригодны для сельскохозяйственного использования. Работа эта сложная, тяжелая. Парк техники очень большой — около 6,5 тыс. единиц. С учетом поручений главы государства у нас проводится обновление техники. Закупается техника, которая позволит выполнять работы в большем количестве и с должным качеством», — рассказал Сергей Назарук.
Какие средства выделяет государство на мелиорацию
В 2021-м году на мелиорацию из бюджета выделили более Br200 млн. В прошлом — почти Br300 млн. На 2023-й объемы практически удвоены. Силы и средства в мелиорацию вложены колоссальные. Об этом неоднократно говорил Александр Лукашенко. И речь не только про осушение болот, а в целом про культуру земледелия. Не будет порядка и дисциплины — быстро увязнешь в болоте бесхозяйственности.
«Особенность мелиоративного комплекса — в его большой площади. Им охвачена вся республика. Нет ни одного района, где не было бы мелиорированных земель. Главная сложность — это необходимость техники, ресурсосберегающих технологии, которые позволяют за умеренные деньги обслуживать и восстанавливать мелиоративные системы. В ближайшие годы планируется выполнить поручение главы государства о реконструкции 110 тыс. га мелиоративных систем», — сказал Александр Анженков.
Какие технологии используют в мелиорации

Мелиорация это не только про осушение. В отрасли внедряются новые технологии, которые будут способствовать и сохранению водных ресурсов. К примеру, на Пинщине в этом году реализуют уникальный проект по реконструкции осушительной системы с переводом ее в осушительно-увлажнительную. Идея в том, чтобы максимально сохранить влагу на полях и использовать ее тогда, когда поверхностных осадков окажется недостаточно. Задерживать влагу и подавать ее в нужный период специалисты планируют при помощи специальных колодцев, которые строят перед реками и большими каналами мелиоративных систем.
«Изначально в Беларуси было около 8 млн га переувлажненных заболоченных земель. Это не только земли, которые не использовались в хозяйственном обороте, это еще неблагоустроенность социальная, логистическая. Поэтому мелиорация 3 млн га не только позволила обеспечить продовольственную безопасность и нарастить экспорт, но и обеспечить социально приемлемый уровень жизни в переувлажненных регионах», — рассказал Александр Анженков.
При желании и болото можно превратить в золотые земли. Но чтобы твердо встать на ноги, нужно приложить усилия.-0-