Красоты Несвижчины
поражают человеческие умы уже много веков. Прекрасный дворец, удивительный парк, величественный костел, Слуцкая брама… А сколько таких ценностей навсегда утрачено и вовсе
не подсчитать.
Время, как известно,
самый неумолимый
и безжалостный противник.
Если о несвижском замке знают не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами, то о летней резиденции Радзивиллов в старинном парке Альба под Несвижем знают лишь немногие. Да и что можно узнать о нем? Никаких исторических работ, книг об этом живописном уголке у нас, к сожалению, нет, да и в самой Альбе почти ничего не сохранилось от былой красоты — ни дворцов, ни павильонов,ни беседок — только остатки былой водной системы в виде нескольких обмелевших каналов, сходящихся к озерцу с заросшим деревьями островком посередине.
А когда-то по этим каналам плавали целые флотилии, а на острове стояла удивительная беседка, построенная на манер маленького храма Святой Софии, что в Стамбуле… Единственное, что пощадило неумолимое время — несколько стариков-дубов. Да таких, что редко встречаются даже в Беловежской пуще. Высокие, многометровые в обхвате гиганты, некоторым из которых больше пятисот лет! Они, должно быть, помнят самого князя Николая Радзивилла Сиротку, по приказу которого был возведен новый родовой замок в городе, а здесь, за городом — небольшой летний дворец — Консоляция, что в переводе с латыни означает «покой, отдых». Но одним дворцом князь не ограничился. Вскоре близ дворца он устроил зверинец, где наряду с обитателями белорусских лесов — оленями, волками, лосями — жили обезьяны, леопарды, попугаи. Их Сиротка специально привез из путешествия по Сирии, Египту, Италии. И если волки и кабаны содержались для охоты и княжеского стола, то экзотические животные служили предметом удивления и зависти соседей, в такие далекие путешествия в то время отправлялись нечасто и о фауне заморских стран практически ничего не знали. Потомки князя Сиротки не оставили начатое дело: Альбу, вначале больше напоминавшую лес, привели в порядок, очистили, засадили деревьями, выкопали небольшие озера для разведения рыбы. Вместо старого деревянного возвели новый дворец, за пределами которого разместили всевозможные хозяйственные постройки. В начале XVII столетия тут уже находится знаменитая Радзивилловская конюшня, полная дорогих породистых скакунов, привезенных из Англии, Испании, Турции. Каждый из таких коней по тем временам стоил едва ли не состояние. Рядом с конюшней находилась каретная. По описаниям, там стояли и золоченые парадные кареты, и прогулочные фаэтоны, и специально оборудованные кареты для путешествий с раздвижной мебелью внутри. Недалеко от каретной была многочисленная псарня, ведь Радзивиллы всегда были заядлыми охотниками. А где бы вы думали стали впервые ткать известные всей Европе Слуцкие пояса? Конечно, в Альбе! Здесь Анна Радзивилл впервые основала небольшую ткацкую мануфактуру, изготовлявшую не только пояса, но и редчайшие теперь гобелены, изображавшие сцены из истории рода Радзивиллов. Эта серия из 10 гобеленов, ранее украшавшая стены их дворцов, теперь утеряна и лишь отдельные экземпляры красуются в витринах музеев многих стран мира. Позднее, в 1760 г., альбянская мануфактура была переведена и объединена со слуцкой. Кроме мануфактуры, в Альбе находились оранжереи, где росли фиговые, апельсиновые и лимонные деревья, а в маленьких фермах разводили фазанов и кроликов.
Сын Анны Радзивилл, Михаил Казимир и его жена Франциска Урсула прославились как меценаты и основатели несвижского придворного театра. В середине XVII столетия в несвижском замке оборудуется зал для театральных представлений, а в Альбе — летний театр под открытым небом. Здесь кулисы заменяли несколько рядов подстриженных кустов, сцену — земляное возвышение, зал — расставленные на траве диваны и стулья. После окончания спектакля зрителей ждали накрытые в тени деревьев столы. Ужин, как правило, заканчивался фейерверком при громкой пальбе пушек в замке, как неоднократно записывал в своем дневнике сам Михаил Казимир. Кроме театра парк прорезали многочисленные аккуратные дорожки и тропинки, чистые солнечные поляны, украшенные изысканным павильоном, воздушной беседкой или фонтаном. Альба процветала. Из загородной дачи она превратилась в крупное хозяйство и центр отдыха для магнатов и их многочисленных гостей.
Последний взлет для Альбы приходится на время Карла Станислава Радзивилла Пане Коханку. Никогда еще раньше не видел парк такого безудержного веселья, обильных пиршеств и возлияний, шумных охот. Тогда же для развлечения гостей была проложена сложная система соединяющихся между собой прудов и каналов, по водной глади которых скользили нарядные лодки и даже небольшие корабли. А еще по берегам князь велел соорудить небольшие домики — тут важные господа ради развлечения жили и иногда работали на огородах, подражая крестьянам. Именно сюда в 1784 году приезжал последний король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский…
В 1790 году бездетный Пане Коханку умирает и с его смертью заканчивается процветание Альбы. Зарастают дорожки, постепенно высыхают озера и каналы, разрушаются постройки. Запустение поселяется здесь вплоть до войны 1812 года, после которой от некогда прекрасного парка остались одни легенды…
Ирина ЕФИШОВА.