Меню
Курс $  3.13 | €  3.7 | ₽100  4 |
Погода 19 °C

Июль 1944-го. Никогда не забудем

9 часов назад 0 2

Пост опубликован: 02.07.2025

Жители деревни Огородники в некоторм роде повторили судьбу Хатыни, пережив кровавую бойню ночью с 6 на 7 июля 1944 г. Ее жертвами стали дети: Михаил (13 лет), Мария (11 лет) и Зинаида (9 лет) Шибицкие, Елизавета Шкраба (7 лет), взрослые — Иван и Зинаида Шибицкие, Александр Царь, Мария, Александр, Татьяна Шкраба.

Я помню, как 6 июля к нам пришли молодые новобранцы из Копыля. В город не пошли, остановились на городском кладбище в безопасном месте. Когда пришли в город немцы, жители деревни Огородники собрали домашних животных в повозки, посадили малых детей, уехали в ближайшие деревни к своим родственникам. Немцам оставили пустые дома.



Когда немцы ушли из Несвижа, решили дома отпраздновать Купальскую ночь. Земляки ехали домой со всех концов. Немецкие воздушные пираты весь день проверяли территорию нашего района. Колонну мирных людей приняли, наверное, за военный обоз. В начале деревни у Петра Шибицкого стояла деревянная ветряная мельница с большими крыльями. Ее сверху приняли за военную установку. На городском стадионе немцы оставили старую пушку. Весь день подростки хлопали из нее впустую. Немецкое руководство решило, что в этом месте расположен партизанский штаб, и сонных людей решили наказать огнем.

В 12 ночи люди отдыхали после дороги. Навешали фонарей, осветили всю территорию деревни. И тут началась огненная воздушная операция. Первая зажигательная бомба упала на сарай Александра и Марии Царь. Они стали первой жертвой. Все дома, сараи, сено, заготовленное на зиму скоту, заборы — всё сразу загорелось. В сараях горел живой скот. Люди не смогли выпустить его, они спасали детей, в ночном белье, с малыми детками на руках бежали в лес, поле, на кладбище.

Я с сестрой в ту ночь ночевала в соседнем сарае на сене. Мы прибежали на свой участок, накрылись скошенной травой и под кустами лежали до утра. До утра без перерыва всё горело. Солнце в пять утра взошло, но люди не увидели его — всё было закрыто дымовой завесой и густым туманом. До обеда стоял мрак. Когда солнце поднялось в зенит, сельчане увидели свет. Начали приходить на свои участки, искать родных и соседей.

В начале деревни на ржаном поле обнаружили семью Ивана Шибицкого. Его дом начал гореть первым. От яркого света и огня они не смогли убежать. На поле росла большая рожь. Они спрятались, падали на колени и ползали. Немецкие самолеты низко спускались и крылом косили рожь и вместе с ней — их. У родителей были оторваны ноги, руки, детей собирали по частям. Семья Александра, Татьяны и Елизаветы Шкраба от жаркого воздуха и дыма отравилась и осталась во дворе своего дома. Грудной сын Роман ползал по мертвой матери, искал грудь.

Всё было пропитано смрадным чадом. Когда начались дожди, воздух начал постепенно очищаться. В памяти остался вид сожженной деревни: сплошное пепелище, раскаленные камни, печные трубы, как маяки.

Мы обязаны не позволить фашистским грязным сапогам топтать нашу святую многострадальную землю. Не быть фашистскому геноциду на нашей святой земле.

Ирина ШУМЕЙКО,
единственный живой свидетель этой трагедии.

Leave a Reply

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

error: Копирование защищено!!!