Почетному гражданину города Несвижа,
бессменному художественному руководителю праздника искусств «Музы Нясвіжа» профессору Михаилу Яковлевичу Финбергу исполнилось
70 лет. Он стоял у истоков этого прекрасного
праздника музыки, песни, театра,
живописи и дарит его нам каждый месяц май
на протяжении вот уже 21 года.
Михаила Финберга знают все. Его великолепный, мирового уровня коллектив — тоже. Это вообще неразделимые понятия — Финберг и оркестр. Маэстро организовал его в 1987-м. Сегодня оркестр имеет статусы национального и академического. Любимому детищу еще только 30, а вот маэстро 21 февраля встретил 70-летие. Красивый юбилей удивительного человека, чья жизнь может служить примером того, как осуществить свою мечту. Мальчишка из простой семьи в полесской глубинке, талантливый и очень трудолюбивый, достиг настоящих высот, став известным дирижером и профессором, народным артистом Беларуси и почетным гражданином Минской области. Юбилей, прямо скажем, — хороший повод подвести промежуточные итоги, но мы решили не следовать традиции. Наш разговор с Михаилом Финбергом, как всегда, был искренним и откровенным.
— Кто-то считает, что вы — настырный и самоуправный. Другие, наоборот, уверены, что вы — ранимый и обидчивый. Какой вы на самом деле и чье мнение для вас ценно?
— Самоуправным не был. Никогда не делал то, чего нельзя.
Подчиняюсь всем законам, улицу ни разу не перешел на красный свет. Да, могу чего-то добиваться. Так, знаете, много работаю. В семь утра я уже вот за этим столом. (Беседуем в рабочем кабинете маэстро. — Авт.) И тружусь до семи-восьми вечера. Каждый день, всю жизнь — без выходных.
И что значит обидчивый? Если мы, музыканты, не будем ранимы, то ничего хорошего, толку из нас не будет. Все клеточки живые же, понимаете?
А вообще пусть люди судят, какой я и что мы представляем собой как творческий коллектив. Для меня важно мнение народа. В том смысле — покупают наши билеты или нет. Сейчас мы уже продали их аж на 9 концертов. Скажите, какой коллектив может похвастаться этим? Берут — значит, ты нужен.
— Интеллигентность, стремление к духовному богатству — явно не тренды сегодняшнего дня. Задевает ли вас это и есть ли у нас шанс поставить всё на свои места?
— Не соглашусь насчет этих трендов… Неправда, что белорусы озадачены только материальным.
Мы провели 327 фестивалей в малых культурно-исторических городах республики. Такого показателя нет ни у кого. Извините, что всё время говорю, дескать, я первый, а кто-то второй… Но действительно это так! Мы раскопали историю белорусской музыки, начиная с XVI столетия. Особенно плодотворно в этом плане сотрудничаем с Минским облисполкомом.
Так вот, все концерты проходят с аншлагами. Людям нужна культура. Кто приобщается к музыке и искусству, становится не только богаче духовно. Он лучше выглядит, здоровее, хорошо работает.
Это так называемые артисты думают только о деньгах. Но они ничего не добиваются. В том числе и вожделенного материального достатка. Быстро сходят с дороги.
Поэтому в этом смысле я оптимист. А народу — спасибо и всяческое мое уважение.
— Ваш жизненный и творческий путь в национальной культуре таким, какой он есть, сложился «вопреки» или «благодаря»?
— И вопреки, и благодаря… Благодаря — белорусам, милым и добрым людям. Нашей стране — самой замечательной. Не устаю повторять: горжусь тем, что живу и творю в Беларуси! Благодаря тому бесценному культурному наследию, которым мы обладаем, и образованным людям, которые профессионально занимаются своим делом.
Вопреки — дилетантам, которым неинтересно работать. Вопреки — расчетливым и безразличным, коих хватает в нашем искусстве.
— Любовь к музыке, к людям… Что на первом месте для вас?
— Для меня это неразделимо, ведь вся жизнь — в музыке, среди людей. Мои мама и отец родились в маленькой деревушке Мелешковичи под Мозырем. Там жили самые обычные люди, которые занимались тем, что просто возделывали землю. Но как они это делали! Большое трудолюбие сочеталось с необыкновенной добротой и душевной щедростью. А ведь они прошли через войну. Но не ожесточились…
Последнее время я часто думаю о них и понимаю, что такая память дорогого стоит.
— На какие жизненные вопросы вы всё еще ищете ответы и почему это так сложно?
— Знаете, я ответов не найду никогда, если человеку даешь только добро и уважение, а он тебе — гадости, которые делает открыто и, что еще хуже, — за спиной, втайне. Стыдно за таких людей. И противно!
Вот в этом отношении я жесткий. Если человек порядочный, я с ним рядом всю жизнь. Как говорят — и в радости, и в горе. Никого не подвожу и никого никогда не предавал. Потому что вырос в Советской Армии, 10 лет прослужил. (Был воспитанником военного оркестра штаба Белорусского военного округа. — Авт.). Там за такие вещи быстро ставили на место.
— Вы часто сомневаетесь и чем, в таком случае, эти сомнения обоснованы?
— Сегодня я сомневаюсь в людях. Вот в чём моя боль. Много предателей вокруг. Когда человеку нужно что-то, он готов на всё, заискивает перед тобой. Как только свое отхватил — всё, даже не здоровается.
Сомневаюсь и даже боюсь за многих людей, которые не отличаются профессионализмом, а позиционируют себя — ого-го! Как мастера своего дела… Надоело это вранье! Используют только фонограмму — большего ничего у них нет. Какие они «звезды»?!
Но я не сомневаюсь в хорошем будущем нашего искусства. Их много, средних, — это да. Но хватает и талантливых, ярких личностей. Только они не знают, как о себе заявить и пробиться…
— В чьи руки готовы передать дело своей жизни? Или пока не думаете о преемнике?
— Хорошему музыканту. Человеку, который любил бы музыкантов. Но не я передаю, а государство. Наш оркестр — это государственный коллектив, понимаете? Зачем мне думать о преемнике? У меня контракт на пять лет, и я его выполняю. Пока никого не подвел, не сорвал ни один концерт, не завалил какое-то творческое событие.
Я очень люблю работать, но когда мне скажут, мол, спасибо, Михаил Яковлевич, — тогда приму решение.
Но чтобы работать в оркестре, надо иметь по-настоящему высокое образование, колоссальный опыт. И самое главное — уважать людей, с которыми работаешь. А если уже со второго концерта думать, что это всё — я, я, я… Ничего не получится! Так «погибла» половина начинающих дирижеров.
Игорь ГОНЧАРУК, «МП».
Фото Дмитрия ЯЩЕНКО.
P.S. Юбилейные торжества в честь профессора Финберга и Национального академического оркестра симфонической и эстрадной музыки по традиции будут отмечены художественным проектом: с 20 по 23 марта в Белгосфилармонии пройдет цикл концертов «Шлягеры на все времена».