Проблема адаптации ребенка к учреждению дошкольного образования обозначается специалистами как ведущая. Ребенок готов к посещению детского коллектива, если семьей пройдены этапы становления психологической автономности: «мы играем только вместе», «я играю сам, но ты будь со мной», «иди, я немножко поиграю один», «мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя». Поэтому целесообразно использовать в своем сотрудничестве с родителями такую форму дошкольного образования, как группа кратковременного пребывания для детей второго года жизни.
Именно на решение этой задачи направлена работа адаптационной группы кратковременного пребывания «Малышкина школа», рассчитанная на пребывание детей от 1,5 до 3 лет, не посещающих учреждение дошкольного образования.
«Малышкина школа» работает не на базе группового помещения. Для организации деятельности группы задействованы кабинеты специалистов учреждения дошкольного образования, музыкально-спортивный зал, зоны рекреаций. Дети посещают группу вместе с мамой или другим близким человеком два раза в неделю. Перед поступлением в группу необходимо предоставить медицинские справки о состоянии здоровья ребенка и родителя. Наполняемость группы — не более 8 человек.
Приоритетными направлениями в содержании образовательной работы с детьми раннего возраста в группе кратковременного пребывания являются социализация детей раннего возраста в обществе сверстников, формирование средств общения с взрослыми и детьми, ориентировка на личностное развитие детей, развитие навыков в ведущих видах деятельности с учетом возможностей и интересов детей, потребностей родителей.
Занятие в «Малышкиной школе» имеет определенную структуру. I часть — приветствие. II часть — основная (по выбору, зависит от цели данного занятия): задания по сенсорному развитию (ориентировка в величине, форме, цвете предметов), развитие речи (занятия с картинками, сюжетные показы, показы простых предметов и их называние, рассказ без показа, рассказывание сказок), физические упражнения, дыхательные упражнения с элементами психогимнастики, музыкальная деятельность (использование детских песенок, потешек, попевок с целью развития координации движений, умения соотносить слова текста с движениями). III часть — продуктивная деятельность (аппликация без наклеивания, лепка, конструирование, рисование) совместно с родителями. IV часть — заключительная (прощание).
За период посещения группы родители и дети проходят четыре этапа.
На первом малыши занимаются вместе со своими сопровождающими (мамами, папами, старшими братиками и сестричками). Они вместе рисуют, играют в паре, конструируют. В ходе совместной деятельности формируются навыки общения с ребенком. Воспитатель наблюдает и изучает особенности поведения каждого малыша, выясняет его желания, умения.
На втором этапе, когда ребенок осознает, что в окружающей его обстановке нет опасности, с группой малышей занимается воспитатель, а родители наблюдают за образовательным процессом. Воспитатель создает условия для эмоцио-нального общения с каждым ребенком.
На третьем этапе малыши остаются с воспитателем одни, а педагог-психолог, учитель-дефектолог, медицинский работник консультируют родителей. Первое время отсутствие мамы должно быть непродолжительным, чтобы ребенок мог убедиться в том, что мама рядом и никогда его не оставит. Воспитатель организует совместную игровую деятельность детей. Родители получают возможность повысить свой уровень психолого-педагогических знаний о возрастных особенностях развития ребенка, закономерностях и принципах воспитания и обучения.
Четвертый этап — это готовность ребенка находиться без мамы длительный период времени в уже знакомой ему обстановке. Кратковременное систематическое пребывание детей вместе с мамой (или взрослыми членами семьи) в учреждении дошкольного образования способствует их полноценному развитию, облегчает в дальнейшем адаптацию при поступлении в учреждение дошкольного образования на полный день. В свою очередь, родители получают педагогические знания о развитии своих детей
Организация работы с детьми строится в виде игр-занятий, так как игра — это основная деятельность ребенка. Содержание работы составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.
Программа рассчитана на 12 месяцев. В нее входят блоки из нескольких основных видов детской деятельности: познавательной, музыкально-ритмической, творческой, двигательной, свободной. Они постоянно меняются, что не дает малышу почувствовать усталость. Все виды деятельности, присутствующие на каждой встрече, подчинены одной теме, которая определяется предметами и явлениями окружающего мира малыша.
С абсолютной уверенностью могу сказать, что дети, посещающие «Малышкину школу», проходят процесс адаптации намного легче, чем те дети, которые впервые переступили порог детского сада.
Ждем вас в «Малышкиной школе»!
Ольга ПУЛЯК,
заведующий ГУО «Ясли-сад №4 г. Несвижа «Кораблик детства».