Луна, ядерные батареи и космические модули. Где на Земле можно ко всему этому прикоснуться

Нясвіжскія навіны 2 года назад 0 0

Пост опубликован: 31.10.2022

Всего лишь на микромиллиметр в масштабах Вселенной продвинулись земляне в освоении и изучении космических просторов. Но сколько открытий, сколько удивительного узнали люди, поднявшись над поверхностью нашей планеты на несколько сотен километров!

Фото: Ольга Селезнева. «Восток» в Калуге — ракета-дублер к полету Гагарина, она стояла в апреле 1961 года на стартовой площадке Байконура и готовилась в случае нештатной ситуации к полету. Высота ракеты — 38 метров, вес — 144 тонны, мощность двигателя равна 20 миллионам лошадиных сил. Использовалась в космонавтике с 1958 по 1991 год.

На печке у бабушки

А вы чувствуете энергетику космоса? Когда вечером под черным бархатом неба с тонким трепещущим светом звезд на минуту замираете, завороженные открывшейся панорамой над головой…

Каждый из нас открывает космос по-своему. У меня это случилось на печке у бабушки во время зимних каникул, когда во втором классе мне попалась энциклопедия «Почемучка». И оттуда я узнала про Солнечную систему, космонавта Гагарина, спутники. Пришел восторг от величия космоса — сколько тайн и загадок скрыто в его глубинах! И после «Почемучки» понеслось! Чтение, фильмы, занимательная астрономия, наблюдения за кометами. А чего стоило увидеть однажды ночью цепочку летящих звезд (думала, что сносит крышу), которые оказались спутниками Маска. Да что говорить, несмотря на возраст, совершенно уже неподходящий для космонавтики, так мечталось хотя бы дотронуться до того, что парило в невесомости, летало над нашей планетой, обжигаемое порывами солнечного ветра!

И космос во мне осуществил мечты! В рамках пресс-тура, организованного Постоянным комитетом Союзного государства и МИА «Россия сегодня», побывала в Государственном музее истории космонавтики имени Циолковского (Калуга, РФ).

Дотянуться до звезд

Калуга по праву считается колыбелью космонавтики. Здесь жил и работал великий Константин Циолковский. В этом городе в 1967 году был открыт первый в мире музей истории космонавтики, в создании которого принимали участие конструктор Сергей Королев и космонавт Юрий Гагарин.

Большой зал первой очереди музея — и сразу же благоговейный трепет: перед нами тот самый модуль, в котором спускался с орбиты космонавт Валерий Быковский.

С автографом, с обожженной и поврежденной во время прохождения через атмосферу обшивкой. Не выдержала, втихаря дотронулась… Космос!

Ну что, полетели? Вторая очередь музея космонавтики — это полноразмерные макеты ракетно-космической техники: искусственные спутники Земли «Протон-1», «Молния-1», «Космос», «ГЛОНАСС-К», автоматические межпланетные станции «Луна-9, 10, 16», «Луноход-2», «Венера-9», «Марс-3», орбитальный комплекс «Алмаз», блок орбитальной станции «Мир», космические корабли «Восток» и «Федерация».

Тяжелый ИСЗ «Протон»
Орбитальный спутник связи «Молния-1»
Космический корабль «Восток»
Первый советский спутник связи «Молния-1»

Часть макетов находится на постаментах, а вот спутники с раскрытыми солнечными батареями просто парят над головой! И еще на каждом красными буквами написано «Союз Советских Социалистических Республик». Потому что эта страна в освоении космоса по большинству открытий и направлений была первой.

Но ведь летают над нами, летают

На экскурсии сотрудник музея среди всего этого космического великолепия обращает наше внимание на неприглядные, на мой взгляд, пластиковые макеты чего-то там… Как оказалось, это своеобразные космические батарейки, не простые, а ядерные. Такие штуки нужны были для того, чтобы советские военные спутники бесперебойно в отведенные им сроки выполняли свою миссию на орбите. Энергию для этого давали атомные аккумуляторы.

Всего таких штук на околоземную орбиту было запущено более 30. После выполнения миссии спутники отстыковывались от «батареек» и сгорали в атмосфере. А вот аккумуляторы поднимались выше, на орбиту до 1000 км над Землей. Сами понимаете, возвращать на планету такие штуки было крайне опасно.

Но все же «возвращенцы» были. Одна из таких «батареек» упала… на территорию Канады (представляю, сколько там было шухера — типа, СССР сбросил бомбу!). Определенный участок территории, конечно же, пострадал от загрязнения, а СССР подписал договор с обязательством в течение трех лет не использовать эти штуки для космических проектов, и выплатил Канаде солидную компенсацию.

Еще один такой «привет» — сошедшая с орбиты «батарейка» напугала Великобританию. Правда, упала она в океан.

Сейчас над нами все еще летают на орбитах более 30 атомных двигателей, которые по мере выработки ядерного топлива, то есть до полного его распада, будут постепенно опускать к Земле, а затем, при вхождении в ее атмосферу, они просто-напросто сгорят.

Лунная одиссея

АМС Зонд-3. Была запущена в космос 18 июля 1965 года, совершила пролет мимо Луны и передала четкие снимки ее обратной стороны на Землю.

Получить грунт с Луны Советскому Союзу удалось лишь в сентябре 1970-го, спустя год с небольшим после полета американцев. Наша «Луна-16» привезла скромные 101 грамм, но их научная ценность была велика: ведь образец этот был взят в районе, удаленном от мест посадки «Аполлонов».

Сегодня исследователям доступно 382 килограмма лунного грунта, собранные «Аполлонами», и около 300 граммов, доставленные советскими автоматическими станциями «Луна».

И снова прикосновение к космосу: в музее есть тубус, где находятся всего лишь 7 миллиграммов того самого, с Луны!

Луноход
«Луноход-2» 15 января 1973 года совершил посадку на Луну при помощи межпланетной станции «Луна-21». За четыре месяца работы он прошел 42 км, передал на Землю 86 панорам и около 80 000 кадров телесъемки
«Луна-16» 20 сентября 1970 года совершила мягкую посадку на спутник Земли, собрала лунный грунт и первая в мире доставила его на нашу планету

Это породы вулканического происхождения и породы, образовавшиеся при метеоритном ударе. 14 песчинок с фантастической энергетикой!

Люди на планете и орбите

В музее можно ознакомиться с процессом подготовки к полетам сегодняшних космонавтов, их жизнью и работой на орбите. Есть коллекции ракетных двигателей, от копий первых опытных ракетных моторов до самого совершенного, экологически чистого двигателя 2-й ступени ракеты-носителя «Энергия». Кстати, этот двигатель участвовал в испытаниях. Говорят, когда его передали как экспонат в музей, специально нанесли повреждение — микроскопическое, незаметное. Но после этого двигатель уже непригоден для дальнейшего использования.

На территории музея под открытым небом разместились настоящие ракета-носитель «Восток», крылатая ракета «Метеорит-М», боевая стратегическая ракета Р-23 и даже макет НЛО.

Высота самого большого в мире космического фотоаппарата «Агат-1» — 2,5 метра, а весит он полторы тонны. Его создали в середине 1960-х годов для съемок из космоса объектов на Земле. Фотоаппарат был установлен на станции «Алмаз»

А к услугам любителей понаблюдать за звездным небом — музейная обсерватория с телескопом.

Факты. Экспонаты музея, которые побывали в космосе:

• спускаемый аппарат КК «Восток-5»,
  • спускаемый аппарат КК «Союз-34»,
  • перчатка от аварийно-спасательного скафандра летчика-космонавта Александрова,
  • полетные костюмы космонавтов,
  • капсула, в которой на установке «Сплав 01» космонавты Романенко и Гречко проводили эксперимент по плавлению и кристаллизации полупроводниковых металлических материалов.

Источник: mlyn.by