ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

С 02.01.2023 вступили в силу изменения в Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон № 300-З). Они затронули, в том числе порядок подачи и рассмотрения электронных обращений. Так, Закон № 300-З предусматривает три формы подачи обращений: письменную, устную и электронную. Возможность использования той или иной формы зависит от того, кто и куда обращается:




Заявитель Форма Место подачи обращения
Гражданин (граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Беларусь Письменное обращение (за исключением замечаний и (или) предложений, вносимых в книгу замечаний и предложений) Любая организация, госорган
Устное обращение
Электронное обращение Госорган и иная госорганизация
Замечания и (или) предложения в книгу замечаний и предложений Организация, ИП, реализующие товары, выполняющие работы, оказывающие услуги.

Следует отметить, что Книга замечаний и предложений ведется только в организациях и у ИП, которые реализуют товары, выполняют работы, оказывают услуги в сферах, определяемых Совмином.
Юридическое лицо, ИП (юридические лица Республики Беларусь и находящиеся на ее территории представительства иностранных организаций Письменное обращение (за исключением замечаний и (или) предложений, вносимых в книгу замечаний и предложений) Любая организация, госорган
Устное обращение
Электронное обращение Госорган и иная госорганизация

2. Как подать электронное обращение
Электронное обращение подается только через систему обращений в сети Интернет по адресу: https://обращения.бел. Доступ к системе бесплатный. Воспользоваться ею могут заявители, а также госорганы и иные госорганизации, к которым поступают обращения в электронной форме (ч. 1, 2 п. 1 ст. 25 Закона № 300-З).
Чтобы подать электронное обращение, необходимо пройти идентификацию. Для этого физическому лицу нужно воспользоваться:
1. Учетной записью национальной почтовой электронной системы, полученной в отделении почтовой связи.
2. Сертификатом открытого ключа либо ID-картой.
3. Логином и паролем, сформированными в процессе регистрации в системе обращений. При этом потребуется обязательное подтверждение факта регистрации по номеру мобильного телефона.
После входа в систему заявитель сможет подать электронное обращение. Его текст должен быть читаемым, на белорусском или русском языке, не содержать нецензурных либо оскорбительных слов или выражений. Суть обращения нельзя излагать в виде ссылок на интернет-ресурсы.
Если электронное обращение подает представитель заявителя, нужно прикрепить подтверждающий полномочия документ в электронном виде.
Ответы (уведомления) на электронные обращения направляются также через систему обращений, за исключением случаев, когда заявитель в электронном обращении просит направить письменный ответ.
3. Кому направить электронное обращение
Электронное обращение адресуется госоргану или иной госорганизации, к компетенции которых относится решение изложенных вопросов (п. 2 ст. 10 Закона № 300-З).
Закрепленный Указом № 498 перечень госорганов, иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений по существу в конкретной сфере жизнедеятельности населения, позволяет заявителю определить, в какой орган следует обратиться.

4. Обращения, имеющие массовый характер
Для регулирования таких обращений выделена отдельная статья 25-1 Закона № 300-З. Под нее подпадают как электронные, так и письменные обращения аналогичного характера в количестве более 10. Если после размещения ответа на них на официальном сайте организации поступят иные аналогичные письменные или электронные обращения, они не подлежат рассмотрению.

Заместитель прокурора Несвижского района
юрист 2 класса В.С. Новосад

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

error: Копирование защищено!!!