Познавать мир и окружающую действительность — неотъемлемая часть социализации, интеллектуального роста. Так устроен человек: для полноценного развития ему нужно перерабатывать огромное количество информации, осваивать новые области познания. Начиная с колыбели, ребенок познает мир, его краски, звуки, запахи. Потом переходит к активному освоению пространства. Следующий этап — получение аналитических знаний. И этот цикл непрерывен.
Что такое география нам хорошо известно. Каждый школьник с легкостью ответит на этот вопрос. Этот предмет действительно интересен, познавателен и необходим в повседневной жизни. Знание географии позволяет объяснить множество необычных явлений. И это действительно увлекает. Припоминаю свои собственные уроки географии: порой даже дух захватывало от интересной информации. Для нашей собеседницы эта сфера познания стала частью жизни и любимым увлечением, ведь она — учитель географии в ГУО «Затурьянская средняя школа». Татьяна Михайловна Холопица — педагог со стажем, учитель-методист, обладатель нагрудного знака «Отличник образования». Дважды она становилась победителем районного конкурса «Учитель года» в номинации «История, обществоведение, география, химия, биология» и лауреатом областного конкурса «Учитель года Минской области 2017» в номинации «История, обществоведение, география».
— Татьяна Михайловна, почему вы решили связать свою жизнь с непростой профессией — учитель?
— Мне часто доводилось слышать этот вопрос. Со временем, я нашла на его тот самый правильный ответ. Во-первых, мои школьные учителя были действительно профессионалами высочайшего уровня. Они не только досконально знали предмет, но и любили свое дело. Это сложно было не заметить. Положительный пример всегда «заражает». Мне очень хотелось стать похожей на них. И, во-вторых, мне нравится общаться с детьми, рассказывать им новое. Это такое потрясающее чувство, когда ты видишь увлеченные глаза учеников, когда понимаешь, что им действительно интересно.
— А почему выбор пал на географию, ведь после школы вы окончили Белорусский государственный педагогический университет именно по этому направлению?
— География увлекла меня еще со школьной скамьи. Это был мой самый любимый предмет. Моя школьная учительница — Тамара Николаевна Соловей— открыла, не побоюсь этого слова, географию лично для меня. Она так интересно подавала материал, продумывала все до мелочей, всегда была заинтересована в том, чтобы мы обучались предмету с удовольствием. Мне очень хотелось стать достойной ученицей великолепного учителя. Для меня география — это наука о жизни, об окружающей нас действительности. Идешь по улице и задаешься вопросом, например, почему в этой местности растут именно эти деревья, а не другие? Почему сегодня солнечно, а вчера было пасмурно? География может с легкостью дать на них ответы. Благодаря ей, мы можем изучить нашу малую родину с другой стороны: климат, почвы, направление ветров… Перечень можно продолжать до бесконечности, а все ответы кроются именно в этой науке.
— В географии есть множество направлений — политическая, экономическая… А какое из них интересно вам больше всех?
— Действительно, в школе мы преподаем многие направления географии. Но меня лично самой интересной представляется география климата и география населения. Я думаю, что, если бы довелось оставить преподавание и заняться наукой, то, несомненно, выбрала бы географию населения, демографию.
— В 2020 году вы получили нагрудный знак «Отличник образования». Это значит, что ваш труд высоко оценили на республиканском уровне. В чем же секрет вашего педагогического мастерства?
—Никакого особенного секрета у меня нет, я просто люблю свою работу. Мне очень интересно то, чем я занимаюсь. Я люблю и уважаю своих учеников — это чрезмерно важно в работе педагога. Нужно помнить, что каждый, сидящий перед тобой за партой, — личность. У каждого из них свои предпочтения, характер, духовный мир. И это нужно уважать, принимать каждого ребенка таким, какой он есть. Учитель всегда должен быть современным, интересоваться тем, что и его ученики. Я стараюсь быть с ними, как говорят, на одной волне. Очень важно, просто необходимо, любить детей. Многие не хотят идти в педагогику, мол, дети шумные, не слушают, кричат. Да, они могут быть и такими. Их просто нужно безусловно любить и делиться теми знаниями, которые у тебя есть. Причем, не только по предмету. Мы, взрослые, обладаем большим жизненным опытом. И наша задача, в том числе, передать его подрастающему поколению.
— Не секрет, что подрастающее поколение бывает своенравным, часто бросает вызов взрослым. Как на это реагировать?
— В первую очередь, нужно помнить, что вы взрослый, а перед вами находится ребенок. Молодежь склонна «бунтовать». И это нормально, ведь именно так проходит их социализация. В этом много позитивного на самом деле. Если с чем-то не согласен, если вопрос вызывает протест, значит, человек думает, размышляет, анализирует, сопоставляет и не соглашается с происходящим. Видимо, у него есть другое четкое представление о сложившейся ситуации, отличное от нашего, взрослого. И, конечно, не стоит забывать, что мы умнее, опытнее, мудрее.
— Если бы вы не стали учителем географии, с какой сферой связали бы свою жизнь?
— Я никогда, честно признаться, не задумывалась над этим вопросом. Я — учитель, и профессию эту выбрала душой, ни минуты не задумываясь о зарплате, уровне эмоционального напряжения и ответственности. Я не разочаровалась в своем выборе ни разу. До сих пор считаю, что нет труда более благодарного, чем учительский. В наших руках будущее детей. И то, какими они вырастут, кем станут, во многом зависит именно от учителей. Я безгранично благодарна судьбе за то, что у меня были хорошие педагоги, которые не только передали знания. На них действительно хотелось ровняться. Самая главная награда для меня — интерес в глазах учеников. Отдельный предмет гордости — когда ученик идет по твоим стопам, выбирает такую же профессию. Кстати, один из моих выпускников в этом году вернется в Несвижский район в качестве молодого специалиста, тоже будет преподавать географию. Приятно думать, что, может быть, в этом есть немного и моя заслуга.
— Если не вдаваться в терминологию, что такое «география»?
— География — это жизнь, мое хобби, любимая работа, увлечение. Если у меня есть свободное время, я всегда читаю что-то новое по географии, потом делюсь этими знаниями на уроках. Знаете, если я слышу слово «география», например, по телевизору, я внутренне вздрагиваю. Наверно, потому что это уже часть меня. На самом деле, эта сфера познания настолько динамично развивается, что порой едва поспеваешь. Всегда нужно быть в курсе происходящего.
— Татьяна Михайловна, у вас есть педагогическое кредо?
— Есть одно философское изречение, в котором, на мой взгляд, заложена великая мудрость. «Со свечой ничего не случится, если от нее загорится другая свеча» — так оно звучит. Поэтому всем коллегам, ученика, выпускникам всегда говорю: горите сами и зажигайте других!
Беседовала Ирина Ефишова