Меню
Курс $  3.28 | €  3.56 | ₽100  3.37 |
Погода 9 °C

Е. Лобазина: «Наши дети — самые лучшие»

Ирина ЕФИШОВА 1 год назад 0 10

Пост опубликован: 11.09.2023

«Я помню тот день: февраль, ветер кидает мокрый снег в лицо. Мы с сыном вышли из дверей медицинского учреждения, в руках у меня справка с диагнозом — «Аутизм». Это слово прозвучало для меня как приговор, как гром среди ясного неба. Не знаю, как мы добрались до дома, остаток дня я проплакала. На самом деле у меня была настоящая истерика. А сын всё продолжал планомерно выстраивать ряды из игрушек на полу, как и раньше. В тот момент я уже знала: вот он, один из признаков аутизма, который я не хотела замечать и признавать. Шли дни и недели, мы словно закрылись в скорлупе: практически не выходили на улицу. Я не хотела никого видеть, даже разговаривать по телефону отказывалась. Апатия сменилась ненавистью к себе: а вдруг я виновата в том, что ребенок не здоров. Я все еще не могла принять ситуацию. Жизнь с чистого листа, как говорится, началась для меня только спустя год, когда я пришла на первый сеанс к психологу. Впереди были месяцы терапии, но легче стало уже после первого посещения специалиста. Меня буквально научили принятию сложившейся ситуации. И тогда я осознала, казалось бы, простые вещи: изменить то, что уже есть я не могу, но сделать будущее ребенка лучше в моих силах. Мы начали этот непростой путь…»



Эту историю я услышала от Олеси более пяти лет назад. Сейчас ее сын Егор учится в 7-м классе, вместе они прошли многое, но правильный подход и грамотная коррекционная работа позволили добиться стабильных положительных результатов. Дети с особенностями психофизического развития, такие, как Егор, нуждаются в особом внимании, им нужно постоянное коррекционное педагогическое сопровождение и особый подход в обучении. Елизавета Лобазина — директор ГУ «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Несвижского района» — рассказала нашим читателям об особенностях работы учреждения и о воспитанниках.
— Елизавета Ивановна, расскажите, пожалуйста, сколько детей обучается в Центре на данный момент?
— В нашем учреждении проходят обучение 30 детей, двое из них занимаются на дому. Это ребята, имеющие разные заболевания, в том числе и врожденные, особенности психического развития, речевого, ограниченные физические возможности.
— Очевидно, что учебные программы для таких учащихся отличаются от общеобразовательных. Что положено в основу при их разработке?
— Учебная программа для ребят, которые посещают пункты коррекционно-педагогической помощи в школах и детских садах, такая же, как и для учащихся общеобразовательных школ. Они просто посещают дополнительные занятия, нацеленные на решение их проблемы. Если же мы говорим о детях с тяжелыми нарушениями речи, расстройствами аутистического спектра, то для них, конечно же, разрабатываются специальные индивидуальные программы. Они адаптированы под те или иные особенности ребенка. Можно сказать, что они более упрощенные. Например, в среднем звене обучения из программы исключены такие предметы, как физика, химия.
— На протяжении нескольких лет Всемирная организация здравоохранения отмечает увеличение численности детей с расстройствами аутистического спектра. Какова картина в нашем районе?
— В Несвижском районе сейчас проживают 30 детей с диагностированными расстройствами аутистического спектра. Мировая статистика и вправду тревожит нас как специалистов. Ведь мы понимаем, что коррекционная педагогика до сих пор не знает случаев полного «излечения» от таких расстройств. Но важно также осознавать, что аутизм поддается корректировке. Если начать работать с ребенком своевременно, не откладывая на потом, то можно добиться очень хороших результатов, вплоть до того, что наличие такого диагноза станет практически незаметным: ребенок будет легко идти на контакт с окружающими, станет полностью социализированным и самостоятельным. Конечно, такой позитивный сценарий возможен только в случае легкой степени заболевания. Но своевременная, грамотная работа поможет и детям с более тяжелыми формами аутизма.
— Разумеется, что, чем раньше начать работать над проблемой, тем большего результата можно добиться. Есть ли какие -нибудь «тревожные звоночки» в поведении ребенка, на которые родителям обязательно следует обратить внимание?

— Родители, всегда
обращайте внимание
на любые странности
в поведении ваших детей. Всё, что вызывает у вас беспокойство, кажется подозрительным,
не должно остаться
без внимания.
Лучше перестраховаться: доверьтесь специалистам, откровенно расскажите о своих наблюдениях. Возможно, это просто
переживания
или поведение,
обусловленное спецификой характера ребенка.

Не нужно бояться возможных диагнозов, стесняться чего-либо. Помните, здесь важно не упустить время. Можно обратиться за консультацией в учреждение здравоохранения или в коррекционный центр по месту жительства. Не сомневайтесь, вас выслушают, окажут необходимую помощь, подскажут, как поступить дальше. Мы работаем с детками с рождения. Например, уже в этом учебном году за ранней коррекционной помощью к нам обратились родители 10 детей.
— Какое поведение может указывать на наличие расстройств аутистического спектра?
— Классическая ситуация — ребенок не может устанавливать зрительный контакт с окружающими — серьезный повод для беспокойства родителей. Так же, как и отсутствие реакции на произнесение его имени. Тревожны также любые указания на боязнь находиться в обществе. Например, в магазине, где многолюдно, такие детки стараются спрятаться, закрывают уши руками, пугаются громких звуков. Следует обратить внимание на то, как малыш ведет себя с незнакомыми людьми. Разумеется, установить контакт сразу удается немногим, и это нормально. Но если человек бывает в вашем доме часто, а реакция ребенка на него неоднозначная, если так происходит по отношению ко всем чужим людям, то это однозначно может быть «тревожным звоночком».

Детям, страдающим
аутизмом, свойственна так называемая стереотипия — устойчивое бесцельное повторение каких-либо
движений, действий. Например, ребенок
пытается выкладывать предметы в ряды.
Если это единичные случаи,
то в этом нет проблемы. Если же такое происходит постоянно и с разными предметами, игрушками, обязательно обратите
на это внимание
специалистов.

Стереотипия может проявиться и в телодвижениях — методичных покачиваниях, постукиваниях пальцами и т.д. Хождение на цыпочках в большинстве случаев говорит о проблемах с центральной нервной системой.
— Многие родители обеспокоены вопросом развития речи, мол, уже скоро в сад, а связной речи, оформленной в предложения, нет. Есть ли в этом вопросе какие-либо нормы?
— Строгих норм, безусловно, нет. Очевидно, что каждый ребенок развивается индивидуально. К году, например, малыш уже должен произносить самые простые слова. Иногда это происходит чуть раньше или чуть позже. К трем годам речь уже должна быть связной. При этом допустимо неправильное произношение отдельных звуков. Если речи нет вообще, нужно обратиться к узким специалистам. Скорее всего, есть определенные причины ее отсутствия. Возможно, ребенок плохо слышит. Если с точки зрения физиологии малыш здоров, нет необходимости в каком-либо лечении, всё равно нужно оказывать логопедическую, а иногда и психологическую помощь.
— Возвращаясь к работе вашего Центра, есть ли какая- либо активность у воспитанников помимо учебных занятий?
— Безусловно, есть, но важно понимать, о каких особенностях мы говорим. Дети с речевыми проблемами, как правило, не ограничены в выборе: им доступны кружки, секции, музыкальные школы. Детям с физическими особенностями гораздо сложнее по ряду причин. И всё же многие наши воспитанники посещают кружки по вышиванию, лепке, бисероплетению. Всё зависит от возможностей детей. В нашем учреждении работает кружок «Умелые ручки», его ведет специалист из Центра детского творчества. Ребята рисуют, лепят, создают аппликации. Некоторые работы участвуют в конкурсах творческой направленности, как районных, так и областных. Например, «Зимняя сказка», «Зажги свою звезду», посвященный Дню инвалидов. В прошлом году наши ребята поучаствовали в хореографическом конкурсе «Вясёлкавы карагод». В этом очень помог образцовый коллектив «Оникс», ведь воспитанникам с ОПФР трудно выходить на сцену самостоятельно. А в компании танцоров все получилось!
— Елизавета Ивановна, насколько важно взаимодействие с родителями в вопросах коррекционного обучения?
— Работа в связке Хребенок — педагог — родители» — крайне важна! Только сообща мы сможем добиться положительных результатов. Вместе мы сможем сделать многое. Наши дети особенные, но они — самые лучшие! Мамы и папы, помните, что от вашего настроя зависит исход обучения. Дети с особенностями развития нуждаются в особом внимании. Не забывайте, что оставлять их одних небезопасно, гулять, играть на улице они должны только в сопровождении взрослых. Если ваш ребенок имеет особенности психофизического развития, если диагноз только что поставлен и вы не знаете, что с этим делать, знайте, что вы не одиноки. Специалисты нашего Центра всегда поговорят с каждым, окажут посильную помощь, подскажут, дадут совет. Вы можете позвонить нам по следующим номерам: 801770-5-51-59 и 801770-2-12-81, или прийти в любой рабочий день. Не оставайтесь со своей бедой наедине, вместе мы найдем выход из ситуации!
Беседовала
Ирина ЕФИШОВА.

Leave a Reply

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

error: Копирование защищено!!!