Меню
Курс $  3.28 | €  3.56 | ₽100  3.37 |
Погода 9 °C

Из-за ситуации на этом предприятии чиновники лишались должностей. Но требование Лукашенко было выполнено

Нясвіжскія навіны 10 месяцев назад 0 16

Пост опубликован: 17.01.2024

Конец 2012 года стал знаковым для Минского камвольного комбината. Александр Лукашенко, знакомый с реальной ситуацией на «Камволе», несколько раз переносил свой визит на предприятие в надежде, что чиновники примут меры и приведут производство в порядок хотя бы к его визиту. Однако этого не произошло. Сказать, что глава государства остался крайне недоволен увиденным, — ничего не сказать. Некогда флагман белорусской и советской текстильной промышленности находился в плачевном состоянии. Неприглядное здание, устаревшее производство и минусовая температура в цехах — в таких условиях работали люди. Президент уволил генерального директора, руководителя концерна «Беллегпром» и сделал последнее предупреждение руководству правительства. «То, что я здесь увидел, — это просто преступная безответственность. Вы мне должны немедленно дать предложение, что здесь будем делать. Создайте нормальную обстановку для людей», — потребовал Александр Лукашенко.



Глава государства поручил тогда восстановить в Беларуси камвольное производство и создать под него сырьевую базу. В новом выпуске YouTube-проекта БЕЛТА «По факту: решения Первого» мы расскажем, как городская хлопчатобумажная фабрика превратилась в легендарный камвольный комбинат, за что каждый десятый метр белорусской ткани получал Государственный знак качества СССР, как предприятие оказалось в тяжелой жизненной ситуации и чем в итоге обернулась модернизация камвольного комбината.

Как строился камвольный комбинат

История одного из крупнейших на постсоветском пространстве предприятий легкой промышленности началась в середине прошлого века. В 1951-1955 годах в БССР были введены в строй более 350 заводов различного масштаба, в их числе и герой этого материала. В августе 1953 года Совет Министров БССР постановил построить в Минске предприятие по производству камвольных тканей. Прошло ровно два года, и на окраине столицы вырос мощный комбинат.

«Наш камвольный комбинат начали строить на месте, где было картофельное поле. Можно прямо сказать, что все зарождалось на пустом месте, но какой был энтузиазм, какое желание скорее построить корпуса нового комбината. А когда начали поступать первые станки, то монтировали их в прямом смысле этого слова под открытым небом — очень хотелось, чтобы оборудование не простаивало ни одной минуты, скорее давало готовую продукцию», — вспоминали на страницах газеты «Знамя труда» Иван Ситров и Бабир Алиев, два фронтовых товарища, воевавшие на участках 1-го Прибалтийского фронта, а после войны трудившиеся на Минском камвольном комбинате.

А в справочнике-путеводителе по Минску за 1956 год отмечалось: «Комбинат еще достраивается, а чесальный и прядильный цеха уже дают продукцию. Десятки тонн тончайшей прочной шерстяной пряжи ежемесячно отправляются с комбината на текстильные предприятия».

Чем знаменит Минский камвольный комбинат

К 1960 году предприятие заработало в полную силу. При проектной мощности в 9 тыс. м было выпущено более 10 тыс. м готовой ткани. Особой гордостью комбината стали чистошерстяные ткани из тонкой мериносовой шерсти. Через пять лет, в 1965 году, Минский камвольный комбинат в порядке экономического эксперимента был переведен на планирование работы в соответствии с заказами потребителей. Проектная мощность завода в этом году была перекрыта в полтора раза. Из 34 артикулов выпускавшейся продукции 20 соответствовали мировым стандартам.

Минский камвольный комбинат был оснащен оборудованием мирового класса, да и сырье сюда поступало отменное. Шерсть, например, из Австралии. Поэтому неудивительно, что каждый десятый метр ткани имел Государственный знак качества СССР. Производство работало круглосуточно, а готовая ткань отправлялась во все уголки Советского Союза и за рубеж.
Наверное, стоит рассказать и о героях того времени. Среди них — Герой Социалистического Труда Зинаида Бычковская. Она пришла на камвольный комбинат 18-летней девочкой, и как встала к прядильной машине, так и прикипела к этой работе на долгие годы. «Это были 38 лет насыщенной жизни», — вспоминала Зинаида Михайловна. В то время как среднестатистическая работница отвечала за 200 веретен, молодая прядильщица управлялась с 800. Зинаида Михайловна была живым воплощением советского человека. Трудолюбивая, простая, красивая женщина — о таких писали в книгах и снимали фильмы.
В конце 1970-х она фактически возглавила Президиум Верховного Совета БССР. Подобная работа требовала иных умений. Однако общественная нагрузка не отменяла работу у прядильной машины: Зинаида Михайловна, как и прежде, выполняла и перевыполняла план, не снижая темпов. «Я помню, как однажды наша делегация вернулась из рабочей поездки в Мурманск. Самолет приземлился в 6 утра, а в 8 я уже была на работе», — рассказывала она.

Что происходило на «Камволе» в 1990-х

Дипломы, почетные звания, знамена и ордена, победы на всесоюзных конкурсах — Минский камвольный комбинат и его работники получали одну награду за другой. К сожалению, это не могло продолжаться вечно. Кризис 1990-х годов негативно отразился на экономике всей страны и каждого промышленного гиганта.

Декатировщик цеха отделки ткани ОАО «Камволь» Нина Синяк пришла на комбинат 20 июля 1978 года. По ее словам, в советские годы комбинат работал стабильно, но когда началась перестройка, позиции он начал сдавать.

«Я патриот комбината!» Она работает на «Камволе» почти полвека и не покидала завод даже в самые тяжелые годы

«Работали плохо — по 10-15 дней. И зарплата маленькая была. Но старались, работали. Комбинат не бросали. Работы как-то не было в 1990-х годах. Заказов мало было, ткани мало было. Тяжело было. Верили в будущее. Тогда трудности были везде. И никогда даже не переживала, что надо было уйти. Стремление было остаться. Патриот комбината. Президент обещал нам помогать и помогал по мере возможностей — сделали реконструкцию. Мы покинули старое здание и перешли в новое. Более современное оборудование стало. Я сама декатировщица. Работаю на машине. Специальностей много приобрела за это время. Стало здесь лучше работать. Стабильность появилась», — рассказала Нина Синяк.
Первое время все было не так плохо. Мощности предприятия и существующее оборудование позволили комбинату продержаться на плаву еще какое-то время. Однако затем отрасль совершила большой рывок вперед, выбив с рынка минского производителя. И «Камволь» остановился в своем развитии.

Почему Лукашенко возмутился ситуацией на «Камволе»

С годами завод, несмотря на государственную поддержку, все больше и больше стал нуждаться в преобразованиях. В 2011 году предприятие получило убыток в более чем Br1 млрд. В 2012-м ситуация ухудшилась: убытки достигли почти Br10 млрд, кредиторская задолженность превысила Br31 млрд. В ситуацию пришлось вмешаться главе государства. Чем это обернулось для руководства предприятия и всего концерна легкой промышленности, мы уже рассказали.

Тогда, кстати, журналисты поинтересовались у Президента, почему он лично вынужден ездить по конкретным предприятиям и заниматься вопросами развития соответствующих отраслей, принимая порой непопулярные решения. «Если Президент не будет ходить по цехам и вникать в производственные процессы, значит, это не Президент. Для Беларуси — однозначно. Президент должен знать основные отрасли и желательно основные технологические процессы. Во-вторых, ходит потому, что бездельничают другие», — ответил Александр Лукашенко.

Модернизация «Камволя» стала для правительства своего рода экзаменом. Деньги были выделены, но то затягивалась поставка оборудования, то не получалось учесть все нюансы строительно-монтажных работ и замены станков. К тому же непосильным грузом висели долги прошлых лет, а работникам надо было выплачивать зарплату. Реальная отдача от модернизации оказалась под угрозой срыва.

«Я вчера специально не поехал на это предприятие, хотя планом работы было предусмотрено посещение «Камволя». Не поехал, потому что министр начал заниматься там очковтирательством. И для того, чтобы показать в течение одного-двух дней работу предприятия, собрал все, что можно, с министерства, с концерна, свез туда сырье для того, чтобы на день-два запустить машины, а по убытии Президента, наверное, успешно их остановить. Был ряд и других нерешенных вопросов, которые должны были быть решены до визита Президента, в том числе и кадровые. На это предприятие я приеду неожиданно», — заявил Александр Лукашенко в декабре 2015 года, заслушивая доклад о ситуации на «Камволе».

Во сколько обошлась модернизация «Камволя»

Масштабное перевооружение комбината обошлось почти в 130 млн евро. Предприятие пришлось перестроить на 99%. В цехах установили 320 единиц самого современного оборудования. И заводчане это сразу оценили.

«В 2016-2017 годах мы полностью закончили модернизацию. Сейчас у нас по всем цехам современное высокопроизводительное оборудование. И сейчас наши ткани только по цене отличаются от итальянских. Я очень довольна, что нашему предприятию дали вторую жизнь. Сохранили кадровый состав, дали нам заработную плату, работу. Сейчас, когда прошла модернизация, приятно находиться в цехах. Единственное, учитывая специфику нашего производства, по кадрам мы, конечно, испытываем определенные проблемы. Но мы над этим вопросом работаем и стараемся закрепить молодежь, которая приходит», — отметила председатель первичной профсоюзной организации ОАО «Камволь» Галина Берестовая.
Посмотрите на статистику Всемирной торговой организации за 2017 год: безусловное лидерство на рынке текстиля, конечно, за Китаем. Поднебесная наторговала на $110 млрд. В десятке лидеров оказались страны Европейского союза, Индия, США, Турция. В список экспортеров — пусть и со скромными результатами в $1,2 млрд — попала и Беларусь. Скромно? Конечно, с экономическими гигантами нам не сравниться. Но соразмерные с Беларусью страны в этом рейтинге даже не фигурируют.
«Приехал, чтобы поздравить вас с окончанием великой эпопеи модернизации «Камволя». Начали мы ее давно, много копий сломали здесь. Наверное, и судеб немало похоронили. Все было. Но, думаю, мы выходим на то, что хотели здесь получить — произвести хорошие ткани. Замысел у меня был простой. Здесь две причины. Первое — здесь работали и работают люди. Значит, они должны иметь работу. Во-вторых, нельзя было потерять школу — то, что мы умеем делать. Я считаю, это преступление, если государство умеет что-то производить, а потом это похоронит. Это плохой знак и плохой памятник для той власти, которая управляет этим государством. Плохой памятник. Поэтому было принято решение модернизировать это производство», — напомнил Александр Лукашенко на встрече с трудовым коллективом предприятия в конце 2017 года.

Лукашенко о новом «Камволе»: выходим на то, что хотели получить

Какая ситуация на «Камволе» сегодня
Сегодня «Камволь» — одно из крупнейших на постсоветском пространстве предприятий полного цикла от изготовления пряжи до выпуска тканей и коллекций одежды. Вы только представьте: в производство ткани заложено около 30 операций. От переработки шерстяного волокна до выхода готовой ткани проходит три месяца. В линейке продукции знаменитого бренда из Минска — костюмные и плательные ткани, полушерстяная, трикотажная и ткацкая пряжа, собственные марки мужской и женской одежды. В прошлом году на «Камволе» введено в эксплуатацию производство по выпуску суконных тканей мощностью один миллион погонных метров в год.
Недавно на базе комбината решили открыть центр компетенций. Здесь будут проводить практические занятия для тех, кто получает профильное профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование.

По словам председателя концерна «Беллегпром» Татьяны Лугиной, перед комбинатом сейчас стоит много задач, и они разноплановые.

«Начиная от максимальной загрузки мощностей до формирования производственной матрицы таким образом, чтобы доходности, которую будет получать предприятие, хватало и на текущую деятельность. Не снимается задача по формированию кадрового потенциала. Мы сформировали производственную программу таким образом, чтобы были изделия, которые содержат шерсти 70% и выше, полушерстяные ткани и изделия из них (с содержанием шерсти от 15% до 45%). Также мы в этом году запланировали, чтобы около 30-35% от всей годовой производственной программы были ткани, содержащие поливискозу. Мы планируем ее использовать при изготовлении школьной одежды. Опыт последних пяти-семи лет показывает популярность среди населения именно таких костюмов», — рассказала Татьяна Лугина.
А еще «Камволь» хочет усилить позиции на рынке гражданского и ведомственного ассортимента. Причем не только в Беларуси.

«Достаточно амбициозные мы планы строим: стоит задача попробовать с данным ассортиментом выйти и на российский рынок — именно с готовой деловой одеждой. «Камволь» будет выполнять роль участника на тендерах по готовым изделиям, но изготавливать тот или иной ассортимент мы будем на швейных предприятиях нашей страны. Может быть, и не только: сегодня есть опыт, когда мы вступаем в производственную кооперацию с предприятиями Российской Федерации и Узбекистана», — не исключила председатель концерна.

«Камволь» хочет усилить свои позиции на рынке деловых костюмов, причем не только в Беларуси

Сегодня Минский камвольный завод уверенно стоит на ногах. А раз так, почему бы не претендовать на Государственный знак качества, который вот-вот официально будет введен в Беларуси? Главное — соблюсти требование Президента: «Должен быть уникальный, безукоризненный товар». С этим «Камволь», по всей видимости, справляется неплохо.-0-
Leave a Reply

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

error: Копирование защищено!!!