Вступило в силу постановление Министерства образования «Об утверждении учебных программ факультативных занятий», опубликованное на Национальном правовом портале.
Речь идет об обновлении трех учебных программ факультативных занятий: «Домашняя кулинария» для V–IX классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания, «Школа моды» – для VIII (IX) класса и «Военный перевод» по учебному предмету «Иностранный язык» (английский) для Х–XI классов, (суворовского военного и кадетских училищ, специализированных лицеев, учреждений образования, в которых проводятся факультативные занятия военно-патриотической направленности, а также иных учреждений образования).
Учебная программа факультативных занятий «Домашняя кулинария» будет способствовать формированию культуры питания и приготовления пищи. Занятия рассчитаны на 175 часов (по 35 часов в каждом классе, 1 час в неделю). Компоненты учебного материала распределены по следующим темам: «Закуски»; «Первые блюда» (для VII, VIII классов – «Обед в рыбный день» и «Сытный обед»); «Вторые блюда»; «Десерты»; «Напитки».
В числе основных задач – научить учащихся ведению домашнего хозяйства, содействовать развитию творческих способностей.
Большая часть учебного времени (не менее 85 %) отводится практической деятельности. В результате освоения содержания учебной программы учащиеся должны будут иметь представление об ассортименте блюд, технологии их приготовления; уметь понимать рецептуру кулинарных блюд; разрабатывать меню; уметь оформлять приготовленные блюда и понимать особенности сервировки стола. Научат ребят и правилам безопасного поведения при приготовлении пищи, экономному расходованию исходного сырья для приготовления блюд, а также расчету себестоимости продуктов для приготовления блюда в соответствии с меню.
В свою очередь учебная программа факультативных занятий «Школа моды», рассчитанная на 35 часов, 1 час в неделю, будет способствовать развитию творческого и интеллектуального потенциала учащихся, углублению знаний по основам проектирования, изготовлению одежды, художественной обработке изделий, профессиональному самоопределению.
Для освоения содержания этой программы задействованы разнообразные формы и методы обучения и воспитания, включая беседы, игры, диспуты, тренинги, экскурсии. В результате занятий ребята получат представление об истории возникновения одежды, развитии производства готовой одежды и возникновении высокой моды; тенденциях развития современной моды. Учащиеся будут владеть знаниями о свойствах натуральных тканей и тканей из химических волокон, их влияние на организм человека; понимать особенности технологической последовательности изготовления и декора швейных изделий; знать о способах переделки и обновления одежды; уметь разрабатывать эскизы коллекции одежды, а также изготавливать швейные изделия и выполнять различные виды декоративной отделки изделий.
Будут организованы занятия по правилам ухода за собой; научат особенностям дефиле; расскажут о профессиях модели, косметолога, визажиста, познакомят с представителями профессии парикмахерского дела.
Завершающим этапом этой учебной программы станет отчетное мероприятие «Мода, здоровье, успех».
Что касается учебной программы факультативных занятий «Военный перевод» по учебному предмету «Иностранный язык» (английский), рассчитанной на 69 учебных часов (в X классе – 35 часов, в XI классе – 34 часа), то здесь ключевым моментом является формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции для успешного осуществления переводческой деятельности в рамках предметно-тематического содержания речевого общения.
В числе основных задач – формирование профессиональных навыков и умений военного переводчика, готовности к самообразованию и самостоятельной работе со словарями, справочниками и иными источниками информации.
Для достижения поставленных целей и задач в процессе преподавания используются элементы лекционного курса и практические занятия. В ходе самостоятельной работы учащиеся будут закреплять знания, полученные на практических занятиях, активизируют умения и навыки устной и письменной речи.
В результате освоения учебной программы учащиеся должны будут знать военную терминологию; классификацию военно-топографических карт; уметь использовать полученные знания в различных ситуациях иноязычного общения; извлекать информацию из текста по военной тематике; владеть основными приемами перевода и современными технологиями в процессе его осуществления; навыками работы с источниками информации (текстовой, графической, картографической) военного и военно-технического содержания.