Меню
Курс $  3.27 | €  3.55 | ₽100  3.68 |
Погода 16 °C

2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Софья ЛЮБАНЕЦ 1 год назад 0 6

Пост опубликован: 04.04.2023

2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Эта дата установлена резолюцией Генеральной ассамблеи ООН и отмечается, начиная с 2008 года, ежегодно 2 апреля. Ее цель — подчеркнуть необходимость помогать людям с аутизмом и расстройствами аутистического спектра и повышать уровень их жизни. Аутизм (от греческого autos — сам) — патологическое состояние психики. Согласно принятой в нашей стране Международной классификации болезней, детский аутизм — это общее расстройство психического развития, при котором отмечаются качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения и активности. Кроме диагноза «детский аутизм», особое внимание уделяется расстройствам аутистического спектра (РАС), объединяющим все варианты схожих состояний, при которых отмечаются более мягко выраженные признаки и симптомы. Сочетание высокой частоты встречаемости с разнообразием клинической картины, значительным процентом тяжелых и осложненных форм, сложностью коррекционной работы делают РАС не только сугубо медицинской, но и серьезной социальной проблемой. В связи с приближением Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма мы попросили дать свои комментарии об этом явлении специалистов, работа которых непосредственно связана с детьми, страдающими этим заболеванием.



Дарья Сергейчик, врач-психиатр УЗ «Несвижская ЦРБ»:
— Расстройства аутистического спектра прояв- ляют себя по-разному. Бывает даже такое, что человек уже во взрослом возрасте впервые узнает, что у него легкая форма аутизма. Но, конечно, чаще всего признаки наличия проблемы с развитием ребенка проявляются уже в раннем детстве: родители видят, что малыш не смотрит им в глаза, не проявляет интереса ни к чему, что его окружает, не использует указательные жесты, ест и пьет со стола, категорически сопротивляясь использованию столовых приборов и т.д. Главное, что объединяет все формы, — это нарушение социального взаимодействия и общения и, как правило, наличие стереотипных, повторяющихся моделей поведения. Например, постоянные щелчки пальцами, однообразные покачивания головой по поводу и без повода и т.п. При течении заболевания в классическом варианте такие дети начинают гораздо позже говорить или начинают говорить вовремя, но в достаточно раннем возрасте — в два, три, четыре года — перестают. Речевой запас у них сильно ограничен и тот используется не по назначению.
Примерно в половине случаев у детей с аутизмом есть умственная отсталость. Но хорошая новость в том, что в другой половине случаев ее нет.
Дети с тяжелыми формами редко выявляются при медосмотре, гораздо чаще их приводят родители, которые замечают, что с ребенком что-то не так. Легкие формы чаще выявляют медики.
Отмечу, что дети с легкими формами могут полностью адаптироваться в обществе, заводить друзей, создавать семьи, состояться в профессии. Но они немножко по-другому видят мир. У них сложно формируется целостное представление о людях, вещах и явлениях.
Как врач хочу обратить внимание читателей на то, что препаратов, которые реально лечат аутизм, в мире не существует. Есть препараты, которыми можно регулировать какие-либо сопутствующие этой болезни явления (причем они не обязательно могут присутствовать), например, агрессию ребенка к самому себе или к другим детям, депрессию. Вопреки расхожему заблуждению, у детей, как и у подростков, действительно бывает депрессия. И расстройства аутистического спектра — это скорее отягощающий фактор для ее развития, чем исключающий. Еще есть препараты, которые помогают при синдроме дефицита внимания и гиперактивности, который также встречается у детей с аутизмом. Но всё это, повторюсь, — вспомогательные препараты, а главное при работе с такими детьми — взаимодействие с дефектологом и нейропсихологом.
Психокоррекционную помощь у нас квалифицированно оказывают в районном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Кроме этого, не так давно открылось отделение дневного пребывания Минского областного клинического центра «Психиатрия и наркология» в Мачулищах Минского района, где очень хорошо организована помощь юным пациентам.
И, кстати, у деток, с которыми постоянно работают дефектологи, уже через полгода — год виден значительный прогресс. И хотя аутизм и РАС — это не то заболевание, которое может полностью исчезнуть, есть много действенных методик, которые могут помочь ребенку как можно лучше социализироваться и минимизировать последствия болезни. Главное — не опускать руки и не переставать работать со специалистами.

(без названия)Елизавета Лобазина, директор районного центра коррекционно- развивающего обучения и реабилитации:
— У нас действует информационно-консультационный пункт помощи родителям, воспитывающим детей с расстройствами аутистического спектра. Мы постоянно на связи, каждый родитель может нам позвонить или отправить сообщение в любых доступных ему мессенджерах, чтобы получить консультационную помощь.
По выявлении таких детей мы сотрудничаем с больницей, ведь медики первыми выявляют проблемы в развитии ребенка. Они сигнализируют нам, а мы уже стараемся найти контакт с родителями. Здесь также есть сложный момент — когда родители узнают о диагнозе ребенка, они, как правило, испытывают сильный стресс, иногда — настоящий шок. На какое-то время они уходят в себя, не показывают никому ребенка и тем самым уменьшают его шансы на успешную реабилитацию и социализацию, потому что время здесь — очень ценный фактор. Чем раньше начинается коррекционная работа, тем больше шансов помочь ребенку. Поэтому, когда мы узнаем от медиков о выявлении ребенка с аутизмом и РАС, мы стараемся подобрать ключик к его родителям, чтобы они пошли на контакт с нашими специалистами и быстрее обратились за помощью.
Сейчас в нашем районе этот диагноз подтвержден у 26 детей. Обучаются и воспитываются такие детки и в нашем центре, и в Городейской специальной школе-интернате, но есть и такие, которые обучаются в обычных школах и дошкольных учреждениях, в группах и классах интегрированного обучения и воспитания. В нашем центре организована ранняя комплексная помощь для детей с рождения и до 3 лет. С ними работают учитель-дефектолог и педагог-психолог, педагог социальный.
Вообще же спектр расстройств, о которых мы говорим, очень широк — по одним детям с первого взгляда не скажешь, что у них есть особенности, а по другим всё заметно даже неспециалисту. Мы работаем с более сложными случаями. В классах у нас сейчас занимается четверо таких детей, а еще двое в возрасте до трех лет получают раннюю комплексную помощь.
Также у нас есть хорошо оборудованная сенсорная комната, где наши подопечные расслабляются, когда у них случаются сенсорные перегрузки. У кого-то это лучше получается с помощью светящихся фиброскопических волокон, у кого-то — в сухом бассейне со светящимися шарами, у кого-то — благодаря песочной терапии. Некоторым очень нравится «уголок уединения», где можно полежать некоторое время, укрывшись от всех, а потом снова вернуться к занятиям. В особых случаях, когда у ребенка нарушено ощущение границ собственного тела, мы используем утяжелители — специальный жилет с тяжелым наполнителем и фиксаторы с утяжелителями на ножки и ручки. Когда ребенок чувствует на себе этот вес, он успокаивается.
Все наши подопечные — замечательные дети, только к каждому из них нужно найти подход, определить его особые потребности, чтобы правильно работать с ними. Например, громкая музыка у таких детей часто вызывает сильный стресс, и мы очень осторожно привлекаем их к участию в каких-либо мероприятиях, которые проводит центр.
Плюс ко всему в нашем районе организовано сопровождение для детей с РАС. Это воспитатели, которые есть и в детских дошкольных учреждениях, и в нашем центре, и в СШ № 4 г. Несвижа. Такой воспитатель закрепляется за особенным ребенком и помогает ему учиться и находиться в обществе. Конечно, учатся дети с аутизмом по особой программе, но они могут обучаться и главная наша задача — включить их в общество, помочь им стать полноправным его участником, раскрыть все возможности и грани нашего разнообразного мира.

Подготовила
Софья ЛЮБАНЕЦ.

Leave a Reply

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

error: Копирование защищено!!!